Австралия. Н.Н. Миклухо-Маклай

Австралия. Н.Н. Миклухо-Маклай

Внутренние области Австралии к началу XIX в. представляли сплошное «белое пятно», окаймленное не везде правильно показанной чертой берега. Англия, объявившая Австралию своей колонией, поначалу использовала ее как место ссылки, центром которой стал Порт-Джек­сон (ныне Сидней). Слухи о благодатной земле стали привлекать сюда переселенцев из Англии. Основным занятием быстро увеличивающегося населения стало скотоводство. Вскоре возникли серьезные трудности. Пастбищ в прибрежной полосе на востоке материка было мало, а доступ в глубь континента преграждали Голубые горы.

Долго никто не решался их преодолеть, но засуха в 1813 г. заставила англичан приступить к решительным действиям. В поисках пастбищ для овец они наконец нашли проход в горах, за которыми обнаружили превосходные пастби­ща. Так был найден путь в бассейн рек Муррея и Дарлинга, который шаг за шагом осваивался и к середине XIX в. стал хорошо изучен и использован скотоводами. В поисках новых пастбищных угодий экспе­диция овцеводов, возглавляемая Э. Эйром, в 1840—1841 гг. направилась из селения Аде­лаида вдоль побережья на запад. Пройденные по бесплодной земле 2000 км стоили жизни нескольким путешественникам, но к желанной цели не привели. Это была совершенно бесплод­ная равнина, которая и получила меткое назва­ние «Налларбор» («Ни одного дерева»).

В 40—50-е годы XIX в. было проведено не­сколько экспедиций в глубь материка на юго-востоке и северо-западе с той же целью. Постепенно эти области Австралии принимали на кар­те достоверные очертания. В 1851 г. экспеди­ция Р. Берка пересекла материк от Адела­иды до залива Карпентария.

В основном изучение внутренних областей Австралии было завершено к концу XIX в., а последние, самые труднодоступные районы бы­ли пройдены путешественниками в первой чет­верти нашего столетия.

Исследование Австралии и особенно Океании в конце XIX в. связано с путешествиями Николая Николаевича Миклу­хо-Маклая. Ученого интересовал вопрос о происхождении и родстве человеческих рас. В те годы в антропологии1 шла ожесточенная борьба. Реакционные ученые — «полигенисты» утверждали, что человеческие расы происходят от различных, очень отдаленных друг от друга прародителей. Белая раса, утверждали они, ведет начало от человекоподобных предков, более совершенных, чем предки черной, красной или желтой расы. Поэтому полигенисты счита­ли белую расу высшей, якобы самой природой предназначенной к господству над «цветными», «низшими» расами.

Передовые ученые — «моногенисты» доказы­вали, что все люди независимо от расовых при­знаков произошли от одних и тех же предков. Поэтому все нации равноценны по своим умст­венным и физическим задаткам. Существующие же различия в культурном и экономическом уро­вне жизни народов зависят от исторических условий.

Миклухо-Маклай решил для доказательства равноценности рас провести наблюдения среди «дикарей», как презрительно называли буржуаз­ные ученые темнокожих обитателей далеких областей мира. Проект экспедиции Миклухо-Маклая поддержало Русское географическое общество и в октябре 1870 г. он на корвете «Витязь» направился из Кронштадта к Новой Гвинее. Путешественник высадился в бухте Астро­лябия на северном берегу Новой Гвинеи, названном им по праву первооткрывателя Берегом Маклая. Корабль продолжал кругосветное пла­вание, а Миклухо-Маклай поселился в домике, постро­енном среди девственного тропического леса, по сосед­ству с селениями папуасов, слывших людоедами.

Отправившись впервые в ближайшую деревню, ученый не взял с собой никакого оружия. Папуасы, убедив­шись в мирных намерениях пришельца, не тронули его и вскоре установили с ним са­мые дружеские отношения. Изучая жизнь островитян, Миклухо-Маклай все боль­ше убеждался в ошибочно­сти «теории» о неспособности к развитию «черных людей». Папуасы под его руководст­вом научились пользоваться металлическими орудиями, а в нравственном отношении, как отмечает ученый, во мно­гом могли служить примером «так называемым цивилизованным на­циям» .

Свыше года прожил Миклухо-Маклай в бух­те Астролябия, а затем на пришедшем за ним клипере «Изумруд» (клипер — быстроходное па­русное судно, существовавшее до конца XIX в.) совершил большое путешествие по Индо-Малайскому архипелагу. В 1874—1875 гг. ученый первым из европейцев проник в глубь Малаккского п-ова и изучал жизнь никем до него не виденных «лесных людей». Затем он исследовал население о-вов Адмиралтейства и опять вернулся на Новую Гвинею, где прожил больше года.

В 1879—1881 гг. Миклухо-Маклай плавал на торговой шхуне по Меланезии и жил неко­торое время в Австралии, где создал первую на этом материке научную морскую станцию близ Сиднея.

В 1882 г. после 12 лет непрерывных путе­шествий ученый вернулся в Петербург и доло­жил результаты своих исследований Географи­ческому обществу.

Пребывание на Родине было недолгим: обес­покоенный сообщениями, что Новую Гвинею собираются захватить колонизаторы, Миклухо-Маклай снова поехал на этот остров. И действи­тельно, первые колониальные авантюристы уже успели совершить разбойничье нападение на мирные селения островитян и многих из них увезли в рабство на свои плантации. Миклухо-Маклай, стремясь защитить своих друзей па­пуасов, направил царскому правительству пись­мо с предложением принять Берег Маклая под покровительство России. Но это предложение было отклонено.

 

Вернувшись в Петербург, ученый выступил в газетах с призывом ехать с ним на Новую Гвинею для основания добровольной колонии. Желающих оказалось более 2000 человек. Осуществить этот план, не имея средств, ученый не смог. В 1884 г. Германия объявила Берег Маклая своей колонией. Миклухо-Маклай по­слал немецкому правительству негодующий протест.

Миклухо-Маклай подорвал здоровье в пу­тешествиях и в возрасте 42 лет умер, так и не успев опубликовать своих главных научных работ.

Его дневники путешествий и научные сочи­нения были изданы лишь в советское время, когда идеи ученого о равноправии людей не­зависимо от цвета кожи и национальности впервые в истории человечества стали зако­ном жизни общества. Миклухо-Маклай сделал немало географических открытий, но самое большое открытие, обессмертившее его имя,— это открытие человека среди «первобыт­ных народов». «Вы, — сказал восхищенный Л. Н. Толстой,—первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек!»

1 Антропология — наука, изучающая биологиче­скую природу человека: его происхождение, эволюцию, внешние особенности различных человеческих рас.

Print Friendly, PDF & Email