«Бег» 2-3 года

Бег является одним из основных видов передвижения детей младшего дошкольного возраста. Дети, которые любят бегать, сложены более пропорционально, у них лучше формируется стопа, что имеет большое значение для двигательной деятельности ребенка. Во время движения активизируются мышцы, а это хорошо влияет на весь организм, так как повышенное мышечное напряжение вызывает увеличение частоты сердечных сокращений.

В начале третьего года жизни при беге у детей нередко наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечетко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Все это. отрицательно влияет на скорость бега, поэтому она очень незначительна. На третьем году жизни у детей бег становится легче, появляется полетность.

Визуальные (зрительные) наблюдения во время бега позволяют обнаружить только выраженный полет, однако начальная стадия полета уже имеется у детей, но обнаруживается только с помощью киносъемки.

У детей 2 лет по визуальным наблюдениям фаза полета отмечается: у 33,3% мальчиков и 28,6% девочек, к 3 годам — у 72,5% мальчиков и 58,2% девочек; к 3 годам 6 месяцам — у 83,0% мальчиков и 74,1% девочек. Однако кинограммы показывают, что эта цифра -значительно выше. В 3 года около 92% детей имеют фазу полета.

Однако возраст не является единственным фактором, обусловливающим полет в движении. Кроме индивидуальных особенностей ребенка, в развитии бега большое значение имеют постоянные упражнения и применение его в разных игровых ситуациях, особенно в подвижных играх.

По нашим наблюдениям, у малышей, которые имели возможность систематически упражняться в беге на занятиях по физической культуре, полетность, как правило, наблюдалась значительно раньше, чем у детей, не имеющих таких условий.

Постепенно у большинства из них уже в начале третьего года жизни появляется полет, т. е. формируется бег.

В возрасте 2—3 лет темп бега и его скорость возрастают, причем у мальчиков и девочек третьего года жизни это происходит главным образом за счет увеличения длины шага (у мальчиков на 7 см, у девочек на 9 см), а также сокращения количества шагов — на 7 шагов (при дистанции 10 м).

Нарастание скорости бега у малышей третьего года жизни происходит даже в пределах небольшого возрастного периода (3—4 месяца). В возрасте от 2 до 2 лет 6 месяцев мальчики пробегают 10 м в среднем за 6,6 сек, а девочки — за 5,8 сек. В 3 года это же расстояние мальчики преодолевают уже за 3,7 сек, а девочки — за 3,8 сек.

Движения рук, особенно в возрасте до 2 лет 6 месяцев, слабые, не ускоряющие бег, они как бы помогают ребенку сохранить равновесие. В дальнейшем они совершенствуются, бег значительно облегчается, увеличивается стремительность.

Координация движений рук и ног при беге значительно лучше, чем во время ходьбы. Так, на занятиях около 60% детей третьего года жизни выполняют координированные движения обеих рук, примерно 35% —одной рукой и только у 4—5% руки во время бега неподвижны, однако в подвижных играх дети бегают естественно, помогая себе движением рук.

Бег в этом возрасте может быть произвольным, важно, что бы взрослый бегал вместе с детьми, показывая, что надо бегать легко, правильно чередуя взмахи рук. Но не следует обращать внимание детей на качество их бега, так как он становится неестественным.

Темп бега можно регулировать, замедляя, ускоряя ритм музыкального сопровождения или исходя из какого-либо образа:

«автомобили едут быстро, быстро..а теперь все медленней…»

Следует помнить, что бег развивает быстроту, выносливость, активизирует работу мышечной, сердечно-сосудистой систем, ускоряет, дыхание.

На занятиях по физической культуре целесообразно организовывать бег одновременно всей подгруппе, чередуя его с ходьбой. Во избежание столкновения воспитатель указывает направление, особенно в подвижных играх, где бег связан с эмоциональными переживаниями.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Бег:

переход от ходьбы к бегу, и наоборот;

врассыпную;

стайкой, гурьбой за воспитателем, в индивидуальном темпе; в заданном направлении.

Второе полугодие. Бег:

друг за другом, в указанном направлении и со сменой направления; между предметами; по дорожке (ширина 40—50 см) в играх;

с ленточкой (обручем, погремушкой), в колонне по одному.

Print Friendly, PDF & Email