«Бросание, ловля, катание» 2-3 года

Бросание, ловля, катание. Метание детьми третьего года жизни еще освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них больша’я.

Упражнения в метании ценны для общего развития ребенка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер. Наиболее легким видом движения по сравнению с другими является метание вдаль.

Малыши, посещавшие детские учреждения, на третьем году жизни не испытывают особых затруднений при метании, а новичков необходимо упражнять: брать, держать, переносить мяч двумя и одной рукой, катать его, просто бросать снизу вверх и вперед.

В начале года элементы движения, характеризующие метание (ноги слегка расставлены, замах от плеча, энергичный бросок), выполняют около 30% детей. Неточность броска, как правило, объясняется анатомо-физиологическими особенностями и малым двигательным опытом ребенка. В конце года более 70% детей правильно выполняет движение.

Правильный навык метания вырабатывается, если упражнять обе руки, и, хотя дети предпочитают бросать более сильной рукой, по просьбе воспитателя они выполняют бросок как правой, так и левой рукой. Однако из-за преимущественного упражнения правой руки малыши метают ею лучше, чем левой. Например, правой рукой мальчики бросают вдаль мешочек с песком (вес 150 г) в среднем на 159 см, левой — на 128 см\ девочки правой рукой — на 147 см, левой — на 111 см. В конце года это расстояние увеличивается, причем правой рукой мальчики бросают на 291 см, левой — на 226 см, а девочки соответственно на 245 и 204 см.

При метании двумя руками дети поднимают мяч над головой или держат перед грудью, бросают его прямо перед собой и вниз. Задание воспитателя — «Бросить мяч как можно дальше» и его показ побуждают малышей выполнить движение более энергично, чтобы мяч пролетел выше и дальше, причем их мало интересует результат броска, а увлекает само движение, возможность его многократно повторить вместе с воспитателем, услышать похвалу.

Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бросить до линии, флажков,: перебросить через гимнастическую скамейку, сетку, ленту, натянутую на уровне груди ребенка) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания.

Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей подгруппой, так как это повышает моторную плотность занятия, значительно увеличивает двигательную активность каждого ребенка. С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например дополнительную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мешочком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под дугу, веревку.

Часто на занятиях и в повседневных играх даются задания прокатить, перекатить мяч, но сначала воспитатель рассаживает детей на полу полукругом и катит мяч каждому по очереди, показывая и объясняя, что его надо отталкивать от себя ладонями и пальцами, чтобы он не подскакивал.

При прокатывании мяча под дугу, веревку, стулья ребенок, держа его одной или двумя руками, становится лицом к пособию. По сигналу взрослого он наклоняется вперед, немного сгибает ноги в коленях, кладет мяч на пол и отталкивает его от себя кистями рук, затем бежит, догоняет и берет мяч. Выполнить упражнение можно одновременно с несколькими детьми, чтобы не заставлять их долго ждать своей очереди, если достаточно широко натянуть ленту или поставить сразу 2—3 ворот.

Обучение бросанию и ловле мяча проводится индивидуально. Чтобы выполнить эти движения, надо рассчитать направление броска, его силу, занять определенную позу, учесть скорость летящего предмета, его объем, вес, суметь удержать предмет. Поэтому ловля какого-либо предмета после бросания его маленьким ребенком не под силу детям данного возраста. Малыш третьего года жизни может поймать мяч только после точного броска взрослого (с расстояния 0,5—1 м), когда предмет сам падает ему в руки.

Упражнения в метании в цель гораздо труднее по способу выполнения. На начальном этапе обучения дети, как правило, стараются приблизиться к цели и положить в нее предмет. Дети не умеют прицелиться, определить направление броска, соразмерить его силу и дальность, поэтому попадания в цель редки (даже на расстоянии 100—125 см), что снижает интерес к данному виду движения. Необходимо многократно повторять такие упражнения, при этом выполнять их должны сразу несколько малышей (3—4), а если возможно, все дети подгруппы.

Место метания воспитатель отмечает линией, веревкой или раскладывает обручи, в которых стоят дети при выполнении броска. Ребенку объясняют, что легче попасть в цель, если хорошо прицелиться, не торопиться, быть внимательным, направлять руку в сторону цели.

Основное место на занятиях в первой младшей группе отводится упражнениям в метании вдаль, а метание в цель и особенно ловля мяча включаются редко, так как целесообразнее их перенести в самостоятельную деятельность детей.

Освоение метания в этом возрасте происходит постепенно, малышам трудно сохранять определенную позу, а занять точное исходное положение им просто не по силам.

Главная цель упражнений в метании — дать ребенку общее представление о выполняемом движении и многократно повторить его в разнообразных ситуациях, обращая при этом внимание не на технику выполнения, а на результат: бросить как можно дальше, добросить мешочек с песком до черты, перебросить мяч через ленту или сетку, попасть в горизонтальную цель — ящик, поставленный на пол, и т. п.

Для успешного выполнения движений целесообразно чередовать способы метания. Формирование навыков происходит более продуктивно, если упражнения повторяются на одном занятии не менее 4—6 раз.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Катание и бросание:

прокатывать мячи воспитателю двумя руками стоя и сидя (на расстоянии 0,5—1,5 м)

бросать мяч от груди и из-за головы двумя руками; бросать мяч двумя руками снизу;.

бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки, шарики) вдаль правой и левой рукой;

катать мяч вперед и под дугу (стульчик, веревку).

Второе полугодие. Катание, бросание, ловля: катать мяч с продвижением вперед; друг другу стоя и сидя (расстояние 0,5—1 м).

бросать мяч через ленту, через сетку, в сетку (верхняя часть сетки на уровне глаз ребенка на расстоянии 1—1,5 м)

бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребенка) горизонтальную цель (корзину, ящик с расстояния 100—125 см) двумя руками, правой и левой рукой;

ловить мяч, брошенный воспитателем.

Print Friendly, PDF & Email