При слове «школа» вы представляете себе просторный светлый класс, ряды парт, учебники, тетради, карты. Такой вы привыкли видеть нашу современную школу, но совсем иной была школа 10—12 веков назад, в эпоху раннего средневековья.
…Комната с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам. На длинных скамейках сидят мальчики разного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это дети феодалов, богатых горожан и зажиточных крестьян. За обучение нужно было платить, и простой народ не имел доступа в школы.
Учитель — священник. Ведь в то время школы устраивались при монастырях и церквах, потому что грамотные люди были только среди духовенства (позднее школы появились и при дворах крупных феодалов). На столе перед учителем — рукописная книга и пучок розог. Учитель вслух читает молитвы на латинском языке1, а ученики вслед за ним повторяют непонятные слова, механически заучивая их наизусть. С молитв начиналось обучение в средневековой школе.
Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Учитель, держа единственную книгу в руках, медленно двигался от ученика к ученику. Иногда он оставлял книгу и брал в руки розгу, чтобы заставить сидеть смирно ничем не занятого в этот момент ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл, и основные правила латинского склонения и спряжения.
Не все научившиеся читать латинские тексты, далекие от разговорной речи, могли понимать прочитанное.
На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Это было трудное искусство, близкое к рисованию, и не всякому оно давалось. Франкский император Карл Великий (768—814) до конца жизни так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.
Кроме чтения и письма, мальчиков учили изображать числа с помощью пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили в основном приходских священников.
Существовали и более крупные школы, но их было немного. Здесь готовили высшее духовенство и государственных служащих. В этих школах изучали так называемые «семь свободных искусств» — грамматику, риторику (искусство говорить), диалектику (искусство спора), арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Однако и эти дисциплины церковь старалась приспособить для своих нужд, вложить в них религиозное содержание.
Наиболее трудной наукой была грамматика. Недаром на рисунках того времени ее изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Грамматику изучали по текстам греческих и римских авторов. Книги были очень дороги, их переписывали от руки, и вся школа имела один учебник. По нему учитель читал какой-нибудь отрывок, заставлял учеников повторить его, записать на покрытой воском дощечке и выучить к следующему разу. После этого дощечка вытиралась, и в дальнейшем ученик должен был рассчитывать только на свою память.
В риторике ученики выучивали наизусть образцы писем. Затем учились составлять письма, грамоты, деловые бумаги. Ученикам сообщали некоторые сведения о существовавших тогда законам.
Обучаясь диалектике, ученики старались находить в речи противника места, противоречащие учению церкви, и опровергать их.
На уроках арифметики изучали простейшие действия — сложение, вычитание и т. д. Числа изображали римскими цифрами. Ученики вычисляли время религиозных праздников, возраст святых, искали в каждой цифре скрытый мистический смысл. Так, например, говорили, что цифра 3 символизирует святую троицу.
Учеников знакомили и с геометрией. Уметь определять площадь треугольника, прямоугольника, круга нужно было в землемерном деле. Но в основном занятия геометрией сводились лишь к формулированию теорем, а вместо доказательств делались ссылки на бога, например: «Треугольник АБС равен, с божьей помощью, треугольнику А1В1С1». На уроках геометрии ученикам сообщали географические сведения, которые были самыми фантастическими и нелепыми. Учили, что Земля — блин, плавающий в воде. В центре этого блина — пуп земли, город Иерусалим. Над блином — небо, поддерживаемое столбами. Так изображали Землю и на картах того времени.
В астрономии изучали созвездия, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звезд, но объясняли его неправильно, придерживаясь взглядов греческого ученого Птолемея на устройство вселенной, т. е. считали, что Земля неподвижна, а все светила вращаются вокруг нее. Астрономия часто заменялась астрологией — лженаукой, пытавшейся предсказывать судьбу человека по расположению звезд. Представления древних греков о шарообразности Земли, их гениальные догадки о вращении Земли и планет вокруг Солнца были забыты.
Занятия музыкой сводились в основном к церковному пению.
Обучение продолжалось 12—13 лет. Преподавание велось на латинском языке. Низок был уровень тогдашней науки, ведь надо всем господствовала церковь со своей идеологией, стремившаяся к укреплению и сохранению феодальных порядков и потому боявшаяся всякой живой, творческой мысли. Постоянная зубрежка вызывала у детей отвращение к занятиям, и, чтобы заставить их учиться, часто прибегали к порке. Слова «вырасти под розгой» означали то же, что «получить образование». Были дни в году, когда детей секли не за те или иные проступки, а всех подряд, на всякий случай, как бы для очищения от совершенных грехов.
Скуден был умственный багаж человека, окончившего эту школу. Но и такое образование было недоступно для широких масс трудящихся, и школы раннего средневековья не могли стать рассадником культуры в широком смысле этого слова. Подъем культуры начинается лишь несколько столетий спустя, в XIII — XV вв., в связи с ростом городов и торговли, появлением горожан, а затем и нового сословия — буржуазии.
1 Все религиозные книги в Западной Европе писались тогда на латинском языке.