Print Friendly, PDF & Email
Игры по ознакомлению детей 3-5 лет с комнатными растениями | Детская энциклопедия

Игры по ознакомлению детей 3-5 лет с комнатными растениями

Игры по ознакомлению детей 3-5 лет с комнатными растениями

Комнатные растения меньше знакомы младшим до­школьникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цве­ток», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети младшей и средней групп на занятиях по озна­комлению с природой и в играх должны усвоить:

  1. Названия комнатных растений (для младшей груп­пы— 1—2,   затем   в   каждой   группе   прибавляется   еще 2—3 названия).
  2. Строение   комнатных  растений:   уметь  определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами расти­ тельного мира: «как дерево», «как травка».
  3. Знать части растений: выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вна­чале словом ветка; уметь описать листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая) величину (большие,     маленькие);     поверхность листа (гладкий, негладкий); уметь рассказать о цветах: на­звание окраски в пределах основ­ных цветов, количество на цвето­ножке (много, один).

Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность зада­ний в играх с комнатными расте­ниями нужно изменить по сравне­нию с предыдущей группой игр.

Прежде всего детям надо по­казать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Пер­вые задания («найди такой же» нахождение предметов по сход­ству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится зада­ча: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр перед детьми ста­вят задачу — найти растение по названию.

Дети средней группы уже име­ют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти рас­тения по описанию взрослого. За­тем нужно .повторить задания, помогающие ребятам самим описать растение. Таким обра­зом воспитатель обратит внимание дошкольников на от­личительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами раститель­ного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.

Игры с заданием «найти растение по названию» труд­нее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их прово­дят после того, как дети узнают о растениях.

Что изменилось!

Дидактическая задача.

Найти предметы по сходству.

Игровое   действие. 

Поиск  похожего предмета.

Правило.

Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование.

Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры.

Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

Найди такой же

Дидактическая задача.

Найти предметы по сходству.

Игровое действие.

Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило.

Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование.

На двух столах ставят 3—4 оди­наковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас­смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за­тем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком расте­ний на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

Угадай растение по описанию

Дидактическая задача.

Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие.

Поиск предмета по загадка -описанию.

Правило.

Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование.

Для первых игр отбирают не­сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли­чительным  признаками. Их расставляют на столе так. чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра­стение

Ход игры.

Воспитатель начинает подробно расска­зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»). затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педа­гог обращает внимание детей на форму листьев (круг­лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные). окраску цветов (основные цвета) их количество на цве­тоножке первое описание дается в медленном темпе, так. чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спра­шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предложить ребятам найти в групповой ком­нате асе растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка!

Первый вариант.

Дидактическая задача.

Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое   действие.

Поиск спрятанной игрушки.

Правило.

Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Оборудование.

На столе расставляют 4—5 рас­тений

Ход игры.

Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспита­тель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспи­татель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находя­щееся в групповой комнате.

Найди растение по названию

Первый вариант.

Дидактическая задача.

Найти растение по слову-названию.

Игровые действия.

Поиски названного рас­тения.

Правило.

Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры.

Воспитатель называет комнатное расте­ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы­полнить задание. Если детям трудно будет найти на­званное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре­дыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен­ным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо опи­сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Чего не стало!

Дидактическая задача.

Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

Игровое действие.

Отгадать, какого растения не стало.

Правило.

Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Оборудование.

На стол ставят 2—3 хорошо зна­комых детям по прежним играм растения.

Ход игры.

Воспитатель предлагает малышам по­смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого расте­ния не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.

Опишитея отгадаю

Дидактическая задача.

Найти растение по описанию взрослого.

Игровое действие.

Угадывание растений по за­гадке-описанию.

Правило.

Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры.

Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос­питатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие при­знаки растения.

Найдио чем расскажу

Дидактическая задача.

Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие.

Составление «загадки» для взрослого.

Правила.

Называть загадываемое растение нельзя Отвечать на вопросы правильно

Ход игры.

Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребен­ка воспитатель просит выбрать и показать детям расте­ние, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Игру можно повторить.

Загадаймы отгадаем

Первый вариант.

Дидактическая задача.

Описать предметы и найти по описанию.

Оборудование. 

На   стол   ставят  3—4  растения.

Игровое действие.

Загадывание и отгадывание загадок с растениях.

Правило.

Описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры.

Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описыва­ют ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать ка кое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные долж­ны узнать, растение по рассказу и назвать его.

Продайте точто назову

Дидактическая задача.

Найти предмет по названию.

Игровые действия.

Выполнение ролей покупа­теля и продавца.

Правила.

Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на­званию

Оборудование.

Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

Ход игры.

Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо­тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В слу­чае затруднения покупатель может назвать признаки растения.

Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.

Print Friendly, PDF & Email