Цель.
Поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения — их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.
Игровое задание.
Позаботиться о куклах.
Правила игры.
Подбирать соответствующие картинки, советуясь друг с другом.
Материал.
Сюжетные картинки, изображающие проблемные ситуации, которым требуется дать моральную оценку. Предметные картинки, необходимые для этой же цели (игрушки, столовый прибор, предметы туалета, карандаши, кисточки, краски, одежда и т. д.). Фланелеграф.
Игра.
Детей разбивают на пары, у каждой пары — две-три предметные картинки. Когда дети внимательно рассмотрят их, выставьте на фланелеграфе сюжетную картинку. Предложите детям решить, как следует поступить в данной ситуации, чем можно быть полезным. Дети советуются друг с другом, подходят ли их картинки для этой ситуации. Когда все предметные картинки будут подобраны, предложите детям обсудить, не напутали ли они и как можно помочь персонажам сюжетной картинки.
Рекомендуются следующие сюжетные картинки: кукла огорченно плачет, так как ее не берут в игру; кукла опоздала, и для нее за столом не оказалось прибора; кукла с грязными руками хочет сесть за стол; кукле нечем рисовать; кукла без шарфа и шапочки вышла весной или осенью на прогулку.
Вариант.
Вместо сюжетных картинок можно использовать фрагменты следующих стихотворений:
Моя сестренка
Моя сестренка Танечка Кричит: «Агу. агу!»
А что сказать ей хочется, Понять я не могу.
Может быть, дети догадаются, что надо дать Танечке.
Когда предметные картинки будут выставлены, прочитайте конец стихотворения:
Я ей давала кубики, И мячик, и лото
-Она играть как следует Не может ни во что. Н. Найденова
Спать пора
Наступает ночка. Ты устала, дочка. Ножки бегали с утра, Глазкам спать давно пора.
Желательно, чтобы дети выставили на фланелеграфе кровать и постельные принадлежности (рис. 6). Потом можно прочитать последние строки стихотворения:
Ждет тебя кроватка. Спи. дочурка, сладко! Воронько
Первые шаги
От стола и до кровати —
Далеко, Ой, далеко!
И самой добраться Кате
От стола и до кровати — Очень, очень нелегко!
Прервав чтение, можно спросить детей, как помочь маленькой беспомощной кукле Кате. Тех, кто догадается, что надо сделать, кукла может расцеловать. Тогда следует закончить чтение стихотворения:
Подала ей руку мама,
Говорит: — Иди сюда!
И шагнула Катя прямо.
Хорошо, что рядом мама,
С ней не страшно никогда. А. Бродский
Хозяюшка
Маша стряпает, хлопочет
— Каши есть голыш не хочет!
А как быть в этой ситуации? Наверняка дети предложат и красивую посуду, и вкусную еду и будут ласково уговаривать капризного голыша — поддержите стремление детей:
Только Маша терпелива,
Не ленива, говорлива.
С уговором, не спеша
Накормила голыша.
В. Донникова