Лото «определи первый звук в слове»
Цель:
Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игровой материал:
Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего — кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву).
Предметные картинки на карточках:
А | У | И | О | П |
арбуз | утюг | индюк | ослик | портфель |
автобус | удочка | иголка | овес | пила |
ананас | утка | иней | окунь | платье |
аист | усы | иволга | осы | палатка |
К | X | С | 3 | Ш |
краски | халат | скворец | заяц | шкаф |
карандаш | хомяк | сирень | замок | шиповник |
котенок | хлопок | сено (стог) | зонт | шишка |
кузнечик | хоккеист | собака | земляника | шалаш |
Ж | Ч | Ц | Л | Р |
жук | часы | цыпленок | лягушка | редис |
желуди | чайник | циркуль | ласточка | рысь |
жираф | черешня | цапля | лесенка | рак |
журавль | черемуха | цифры | лыжи | рябина |
Сочетание предметов на карточке может быть разным:
а)предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);
б)предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);
в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).
Ниже приводим примерный набор карточек:
1) ананас — индюк — окунь — лягушка — часы — краски;
2) утюг — портфель — сирень — замок — шалаш — жук;
3) арбуз — халат — скворец — цифры — рябина — чайник |
4) ананас — удочка — иней — пила;
5) черешня — цапля — редис — ласточка;
6) собака — зонт — шиповник — жираф — усы — осы;
7) кузнечик — хомяк — шапка — журавль — автобус —иней;
8) хлопок — котенок — циркуль — черемуха — рак — лесенка и т. д.;
9) автобус — усы — иголка — овес — шапка — журавль;
10) цапля — черепаха — ласточка — рак — заяц — шарфик.
Под каждым изображением — полоска из трех одинаковых клеток.
Ход игры
Играют 4—6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п…). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.