Покорение Арктики

Покорение Арктики

Покорение полярных стран, занимающих обширные пространства вокруг географических полюсов,— одна из самых увлекательных стра­ниц в истории научного завоевания Земли.

За полярными кругами северного и южного полушарий расположены самые холодные места нашей планеты. Тут царствуют жестокие мо­розы и студеные ветры, снежные метели и мрак полярной ночи. Люди стремились в северные ледовитые моря, чтобы найти новые места для промысла рыбы и морского зверя, освоить эти моря для судоходства.

Путешественники прилагали величайшие усилия, чтобы познать крайний север и юг зем­ного шара. Их героическая борьба с суровой природой, мужество и отвага заслужили общее признание и уважение, а географические от­крытия навсегда вошли в историю науки.

Первым, кто сообщил европейцам о морях, покрытых льдами, был греческий астроном Пифей.

В средние века дальние плавания в северных морях в поисках рыбы и морского зверя совер­шали норманны (варяги). Норманнский про­мышленник Отер прошел из Северного моря в Белое вокруг мыса Нордкап. Эйрик Ры­жий открыл в 982 г. о-в Гренландия. Его сын Лейф возглавил поход из Гренландии на поиски новых земель. Около 1000 г. норманны открыли берега Северной Америки под 40° с. ш.

Русские мореходы на лодьях и кочах — крепких трехмачтовых судах собственной по­стройки — смело ходили в далекие моря Арк­тики за пушниной, на промысел рыбы и морско­го зверя. Уже в XII—XV вв. новгородцы разведали берега Кольского п-ова и Белого моря и поселились там. Русские поморы, как свиде­тельствуют летописи, положили начало плава­нию во льдах и были постоянными исследова­телями Северного Ледовитого океана. Они открыли о-ва Новая Земля, Колгуев, Медве­жий, Землю Грумант (Шпицберген). Русским принадлежит честь открытия всего Европей­ского и Азиатского приполярного Севера, за исключением северной окраины Скандинавского п-ова.

Замечательные географические открытия бы­ли сделаны экспедициями англичан и голланд­цев, которые отыскивали кратчайший путь к богатствам Востока вдоль северных берегов Америки и Евразии. Эти морские трассы, про­ходящие севернее Полярного круга, известны в географии под названием Северо-Западного и Северо-Восточного проходов.

В конце XV в. Джон Кабот, итальянец на английской службе, и его сын Себастьян Кабот достигли северо-восточного побережья Америки. Английские суда прошли вдоль восточ­ных берегов континента. Однако сплошные льды вынудили путешественников вернуться.

Спустя несколько десятилетий неудачей окончилась и другая английская экспедиция — под руководством Хью Уиллоуби и Ри­чарда Ченслора (1553—1554). Она пы­талась найти путь в восточные страны вдоль европейского и азиатского побережий Север­ного Ледовитого океана. Но экспедиции удалось достичь лишь о-ва Колгуев. Многие ее участ­ники вскоре погибли.

Еще две английские экспедиции — в 1556 и 1580 гг.,— устрашившись громадных ледяных полей в Карском море, отказались от попытки продолжать плавание на северо-восток. В су­довых журналах этих экспедиций остались записи о том, что на всем пути англичане встречали следы пребывания русских рыбаков и охотников.

Голландцы из экспедиции известного море­плавателя Виллема Баренца (1594) на­звали сплошную ледяную преграду под 77° с. ш. у западных берегов Новой Земли «стадом гигант­ских лебедей». Не сумев пройти Северо-Восточ­ным проходом, два судна вернулись назад, а двум другим удалось пробиться только в Кар­ское море.

Однако неудача не остановила голландцев. В следующем году они снарядили еще одну экс­педицию из шести кораблей, груженных товара­ми для торговли с Китаем и Индией. Но и она отказалась у Новой Земли продолжать плавание. К этому ее вынудили тяжелые торосистые льды, цинга и сильные морозы. Это была самая круп­ная голландская экспедиция в Арктику.

Печально окончилась и третья, последняя экспедиция голландцев, направившаяся в 1596 г. на поиски Северо-Восточного прохода. Она достигла о-ва Шпицберген, сделала несколько географических открытий, но из-за непроходи­мых льдов не могла продвинуться дальше. Судно Баренца остановилось на севере Новой Земли. Началась очень тяжелая арктическая зимовка. В 1597 г. Баренц скончался. Тело его опустили в море, которое впоследствии назвали Баренцевым. Спутников Баренца спасли от голода русские, промышлявшие зверя и рыбу.

Попытки мореплавателей XVI в. найти Северо-Восточный проход из Европы в Восточ­ную Азию не увенчались успехом.

Стремясь получить большие выгоды от тор­говли с далекими восточными странами, Анг­лия в конце XVI и в начале XVII в. вновь по­пыталась достичь их кратчайшим путем — се­верными морями Америки. С этой целью ан­глийские моряки совершили несколько выдаю­щихся плаваний. Среди них особое место за­нимают плавания М. Фробишера, Г. Гуд­зона и В. Баффина. Экспедиции этого пе­риода положили начало исследованию Канад­ского архипелага, впервые изучили природу айсбергов, закончили открытие всего северного побережья Лабрадора и доставили много науч­ных сведений.

Русские мореходы во главе с Семеном Дежневым в 1648 г. обогнули северо-во­сточную оконечность Азии и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, названный впо­следствии Беринговым. Дежнев первым совер­шил плавание из Ледовитого океана в Тихий. Его именем назван самый крайний восточный мыс Азии.

Во время Великой Северной экспедиции в 1733—1743 гг., в которой приняли участие тысячи людей, на карту было нанесено почти все северное побережье России. Многочисленные отряды экспедиции исследовали моря и северное побережье Сибири на протяжении 10 тыс. км. В результате путешествия В. Беринга и А. Чирикова было открыто на значительном протяжении и северо-западное побережье Аме­рики.

Участник экспедиции Семен Челю­скин в 1742 г. достиг самой северной точки Азии. Этот мыс носит его имя.

Из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки прошла на нар­тах с запада на восток в 1853 г. английская экспедиция Р. Мак-Клура. Лишь спустя полвека (1903—1906) Р. Амундсен на судне «Йоа» совершил плавание с востока на запад от Гренландии до Аляски и исследовал этот проход.

В 1878—1879 гг. Северо-Восточным проходом с запада на восток впервые прошла за две на­вигации экспедиция А. Норденшельда на паровом судне «Вега». Она была организова­на шведами совместно с русскими.

Примечательными событиями в истории по­корения Арктики ознаменовались конец XIX и начало XX в. Знаменитый норвежский поляр­ный исследователь Фритьоф Нансен совершил в 1893—1896 гг. на корабле «Фрам» плавание, стремясь достичь Северного по­люса. Дрейфующими льдами судно отнесло к 83°59′ с. ш., откуда Нансен со спутником Иогансеном пошли к полюсу, но с 86°14′ с. ш. возвратились обратно, удачно выйдя к Земле Франца-Иосифа. Во время дрейфа «Фрама» в Ледовитом океане Нансен провел важные ис­следования океанских глубин и течений, наб­людал за движением льдов.

Спустя 40 лет советский ледокольный паро­ход «Георгий Седов» дрейфовал 812 дней из моря Лаптевых в Гренландское море параллельно линии дрейфа нансеновского «Фрама» и не­сколько раз пересекал ее. Полярники достигли 86°39′ с. ш., где не бывало еще ни одно судно. Как показало сравнение научных мате­риалов обоих дрейфов, в Арктике происходят серьезные климатические изменения.

Выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров впервые в мире в 1899г. на ледоколе «Ермак» плавал в районе о-ва Шпицберген. Спустя два года Макаров возглавил на «Ермаке» экспеди­цию к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, Ледоколы, способные преодолевать крепкие льды и проводить караваны транспортных су­дов, открыли новую страницу в истории освое­ния Арктики.

Большой вклад в изучение Арктики внесла и другая русская экспедиция — на шхуне «Заря» под командованием Э. Толля (1900—1902). Ее путь лежал к Новосибирским о-вам. Во время зимовок экспедиция обследовала архипелаг Норденшельда и побережье п-ова Таймыр. Толль с тремя спутниками пропал без вести, после того как они покинули шхуну, чтобы найти Землю Санникова. Поиски ее вели мно­гие экспедиции, но только советские исследо­ватели в 1938 г. окончательно установили, что такая «земля» не существует.

Выдающимися географическими достиже­ниями прославили свои имена В. А. Русанов, Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов, Б. А. Вилькицкий и другие русские полярные исследователи. Преодолевая трудности, они открыли новые пути, накопили богатейший материал о природ­ных явлениях в почти неизученных областях.

Экспедиция В. Русанова, одна из трех русских экспедиций, предпринятых в 1912 г., чтобы пройти по Северному морскому пути с за­пада на восток, окончилась трагически. Руса­нов направился на судне «Геркулес» к о-ву Шпицберген и открыл там залежи каменного угля. Отсюда он намеревался достичь Беринго­ва моря, но в Карском море пропал без вести. Лишь в 1934—1936 гг. советские мореплавате­ли обнаружили на островах у западного побе­режья п-ова Таймыр вещи, документы и остат­ки лагеря Русанова и столб с надписью «Гер­кулес», 1913 г.».

Другой русский полярный исследователь, лейтенант Г. Брусилов, решил проплыть в Тихий океан вдоль побережья Сибири через Югорский Шар. Паровую шхуну экспедиции «Св. Анна» сковали льды в Карском море у п-ова Ямал. Судно долго дрейфовало, и его вынесло в полярный бассейн. В 1914 г. под 83°17′ с. ш. в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа, штурман экспедиции Альбанов с 13 матросами оставили шхуну. Путешест­венники пошли пешком по дрейфующему на запад льду. Альбанов и матрос Конрад добра­лись до Земли Франца-Иосифа, где их подобра­ло судно Г. Седова «Св. Фока». Все остальные участники экспедиции на шхуне «Св. Анна» погибли. Русский флаг развевался над ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», которые под командованием Б. А. Вилькицкого прошли Север­ным морским путем в 1913—1915 гг. с востока на запад с одной зимовкой. Эти суда водоизме­щением по 1200 т были построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге специ­ально для изучения Северного морского пути.

Хорошо оснащенная экспедиция Б. А. Вилькицкого описала берега и прилегающие к ним острова от Берингова пролива до устья Енисея, составила мореходные карты и лоции. Она открыла архипелаг Северная Земля, о-ва Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого и Ляхова. В 1915 г. оба судна прибыли в Архан­гельск. Обширные материалы экспедиции об­легчили освоение морской трассы вдоль побе­режья Европы и Азии.

Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами. В 1914 г. на Новую Землю был доставлен само­лет — гидроплан типа «Фарман» — для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова.

Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арк­тике. Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагур­ский несколько раз обследовал берега Новой Земли.

Применение авиации стало поворотным пунк­том в истории Арктики. Сотни советских само­летов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции. Авиацию стали широко использовать для научных ис­следований. Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский.

Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики со­вершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах.

Развитие советской полярной авиации сде­лало возможным в 1935 г. совершить не­сколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км. Длина пути перелета В. Молокова из Красноярска до мыса Деж­нева и о-ва Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва — мыс Отто Шмидта, а оттуда на о-в Врангеля.Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» района Полюса относитель­ной недоступности (81° с. ш.). Экспедиция со­вершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран о-в Врангеля. Летающая лабора­тория позволила ученым собрать ценные мате­риалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.

Print Friendly, PDF & Email