«Ползание и лазанье» 2-3 года

Ползание и лазанье. Дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Большинство выполняет движение правильно, на четвереньках, опираясь на колени и ладони, но некоторые попеременно передвигают руки и ноги или выносят одновременно обе руки и, опершись на них, подтягивают к рукам одновременно обе ноги. В таких случаях воспитатель показывает, как надо двигаться, ползая вместе с ребенком.

Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением.

В первой младшей группе движение выполняется одновременно всеми или поочередно. Чтобы малыши не опускали голову, взрослый расставляет игрушки, на которые дети смотрят, и, стоя в 5—7 м, говорит: «Дети, ползите ко мне, посмотрите на меня». Надо следить при этом, чтобы они не вставали раньше времени и доползли до нужного места, не торопя малышей.

Целесообразно упражнять в ползании с последующим под-ползанием и переползанием любым, удобным детям способом.

Во время ползания на четвереньках по наклонной доске (гимнастической скамейке) детей предупреждают, что нужно быть внимательными и осторожными. При повторении движения они могут ползти друг за другом, воспитатель находится рядом и при необходимости поддерживает малышей. Следует напоминать детям, что, ползая по скамейке, надо смотреть вперед, для чего в конце ее на расстоянии 1—2 м на стул сажают мишку, зайку или другую игрушку, на которую они смотрят.

Этой возрастной группе вполне доступна ходьба на четвереньках (опираясь на ладони и стопы), при которой малышам не нужно смотреть вперед, что очень трудно и неестественно. Идут они произвольно, в индивидуальном темпе.

Упражнения в лазанье в первой младшей группе выполнять довольно сложно, так как движение требует определенной координации, согласованной работы многих групп мышц, ориентировки в пространстве и смелости. Эти качества у ребенка развиты еще очень слабо. Нередко дети, особенно впервые поступившие в детский сад, боятся подниматься по лесенке, выпустить из руки перекладину, другие при поддержке воспитателя самостоятельно влезают на 3—4-ю перекладину, а спуститься боятся. Чаще всего при этом они применяют приставной шаг: перехватывают обе руки; а затем приставляют одну ногу к другой, однако некоторые уже начинают лазать чередующимся шагом.

Лазая, дети смотрят на ноги, не согласовывают движений рук и ног, отпускают одновременно обе руки, опираются о перекладины предплечьем и т. п.

Скорость лазанья на третьем году очень незначительна, и каждый ребенок выполняет упражнение, в индивидуальном темпе, но при этом взрослому необходимо обеспечить хорошую страховку, своевременно подбодрить, помочь.

В первой младшей группе лучше всего лазать по лесенке-стремянке, хотя дети уже способны подняться по гимнастической лестнице, не имеющей наклона.

Целесообразнее развивать навыки лазанья индивидуально в самостоятельной деятельности детей, во время прогулок.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Ползание:

на четвереньках по прямой;

с подлезанием под ленту (веревку, рейку, дугу, гимнастическую скамейку);

по дорожке между линиями (веревками);

с последующим переползанием через гимнастическую скамейку.

Второе полугодие. Ползание:

на четвереньках по лежащей на полу и наклонной доске;

по гимнастической скамейке;

ходить на четвереньках;

лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз приставным и переменным шагом.

Print Friendly, PDF & Email