Природные материалы на уроках труда в начальных классах

  1. Об организации и проведении занятий
  2. Оборудование рабочего места, инструмент
  3. О приемах работы с инструментом
  4. Знакомство с природными материалами

 

Вы любите природу? Той задумчивой, немножко грустной любовью, которая заставляет вас долго стоять у полотен Шишкина, Левитана, Ай­вазовского, зачитываться произведе­ниями Тургенева, Пришвина? Люби­те ли вы природу той бесконечной любовью, которая способна увести по нехоженым тропам за сотни и ты­сячи километров через горы и степи, через пропасти и тайгу? Любите ли вы природу — частицу своей Роди­ны— той любовью, которая в решительную минуту суровых ис­пытаний станет одним из источников подлинного героизма?

 

Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проник­новением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между мечтой и действительностью. В этой мечте черпает чело­век новые силы для свершения реальных грандиозных дел, гра­ничащих с фантастикой.

Каждый человек видит природу по-своему. Один видит ее через восприятия великих мастеров кисти, музыки, слова, другой может часам! любоваться бушующим морем и с широко рас­крытыми от восторга глазами стоять на прибрежной скале, под­ставив свою непокрытую голову ураганным порывам ветра, не­сущим клочья морской пены и горько-соленые брызги.

Не всем удается приобщаться к природе такими путями. Случается, человек дальше Подмосковья с его березовыми ро­щами нигде не бывал, но для него прелесть родного края за­ключена в тихом шелесте листьев березовых перелесков, в баг­рянце осенних опушек, в мареве утренних и вечерних зорь на водохранилище, в ночных соловьиных перезвонах.

Неисчерпаемыми красотами дарит природа того, кто умеет ее видеть, видеть не только то, что внешне бросается в глаза, но и то, что можно увидеть, познать, заглянув в природу глуб­же, присмотревшись к ней пристальным взглядом искателя.

Корчевал! лес. Пни с перепутавшимися корнями стащили трактором в кучи. Что, кажется, интересного может увидеть человек в этом кладбище деревьев? Но пришел к нему искатель с руками умельца-волшебника и душой мечтателя, пришел и увидел среди засохших, скрюченных корней рогатую и борода­тую голову лешего, сгорбленную старостью бабу-ягу, задумав­шегося над г ивой старого хлебороба. Умершая природа полу­чила вторую жизнь в творчестве человека.

Человек, умеющий видеть! Это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество — уме­ние видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни.

Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребенок приоб­ретает великолепное умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его.

Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несов­местима с эгоизмом, черствостью, стяжательством. Мир русской сказки тысячами нитей, корней уходит в чудеса природы, в глу­бину таинственного дремучего леса, в глубину человеческих чувств. В сказках Добро всегда господствует над Злом, Правда побеждает Кривду.

Труд с использованием лесных материалов — один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся ви­деть природу через скрытые возможности, через скрытую красо­ту этих материалов. В желуде, в шишке, в головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с лесными материалами так прив­лекает к себе детей всех возрастов.

Поиск замысла. Поиск творческой идеи, замысла — это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в школе, творческими и техническими возможностями.

В поиске творческого замысла, который можно коротко оп­ределить практическим понятием «что и как» сделать, основ­ное — это стремление воспитать, развить в детях положительные качества, эстетическое чувство, воспитать трудолюбие.

В процессе формирования представления об окружающем мире, накопления жизненного опыта у детей постоянно возника­ют вопросы: «Каким надо быть? что такое хорошо и что такое плохо? что красиво и что некрасиво?» и т. д. Короче говоря, у детей формируется основа их будущего морально-нравственного облика, и задача учителя — всеми формами и методами воздей­ствия, в том числе и через изобразительное искусство, помочь им находить правильные ответы.

Естественно, что все ответы на вопросы должны даваться исподволь, но в доходчивой, красочной, легко запоминающейся форме. Одно дело, когда детям внушают словами, что драться нельзя, что надо быть аккуратным, и совсем другое дело, когда они увидят сделанного из головки чертополоха и из других ма­териалов неряху-замараху или обидчика.

Часто возникает вопрос, что является первичным и что вто­ричным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Бывает и так и этак. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.

Например, для композиции по сказке «Царевна-лягушка» надо было создать лягушку, но из чего ее сделать? Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человечес­ких. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно пере­дает форму тела маленького человечка. Именно такой своеобраз­ный материал нужен для изготовления лягушки. Долго продол­жались поиски этого материала, а нашелся он совсем неожидан­но. Собирая в лесу поделочный материал, художник увидел на березе меленький древесный гриб. И до этого он находил много таких грибов, но в этот раз увидел этот гриб по-особенному, «с другой стороны». И в воображении его гриб предстал в виде го­ловы лягушки.

Из грибов разного размера и палочек-рогаток была создана лягушка (см. рис. 106, НО). Вслед за лягушкой, из этого же материала смастерили паука для сказки о Мухе-Цокотухе (см. рис. Э7, 100).

А из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке? Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, г берег из куска толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего сделать море? Конечно, можно в;ять полоски плексигласа, разогреть и изогнуть их в виде морских волн. Может быть, это даже красиво, но плекси­глас не природный материал, значит, применение его нежела­тельно. Такое смешение материалов допустимо только в крайнем случае. Например, создавая лед на реке к работе по сказке «По щучьему веленью», конечно, целесообразно сделать его из мо­лочно-белого плексигласа. Совсем другое дело бушующее море.

И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они бу­дут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не прозрачен и не похож на воду.

Но бывает и наоборот. Попалась поврежденная кем-то ело­вая шишка. Выросла она скрюченной, ни дать ни взять, фигурка сгорбленной старостью и нелегким трудом старушки. Это— рождение творческого замысла. Вслед за этой шишкой последо­вала маленькая сморщенная шишка для старушечьей головы и т. д. В конце концов родилась большая композиция «Интерес­ная сказка», в которой сгорбленная старушка сидит на бревне и рассказывает интересную сказку замершим в разных позах ребятишкам, сделанным из желудей и лесных орехов (см. цвет­ную табл.).

Таким образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в необходимом материале, а другой раз ма­териал своими формами рождает замысел.

Возникает очень важный для учителя вопрос: где взять, от­куда черпать замыслы для создания отдельных фигурок и целых композит и? Эти замыслы должны быть близки, понятны, зна­комы детям. Ведь каждый будет создавать что-то свое, понят­ное ему. Это могут быть образы, сюжеты из детских литератур­ных произведений, из окружающей ребенка жизни.

Беря сюжет будущей работы из какой-нибудь знакомой уча­щимся сказки, надо помочь детям представить себе ту сцену, которую учитель намерен предложить для создания, и особенно остановиться на образах, внешнем виде персонажей сказки.

Так, например, задумав создать композицию по сказке Пуш­кина «С рыбаке и рыбке», рисуя словесный образ старика, учи­тель подчеркнет, что на нем домотканая холщовая рубаха с залатанными рукавами и такие же штаны (не брюки, а имен­но штаны) с заплатками на коленях и лапти с онучами. Все это дети должны понять, увидеть как свидетельство страшной бед­ности трудового крестьянства в дореволюционной России.

Когда внешний и внутренний образы будущей фигурки на­рисованы учителем в устном портрете, надо дать возможность детям самостоятельно создать из имеющихся у них материалов старика Посмотрите, как разно это у них получится, как разно они его видят. Конечно, учитель может и должен дать детям основные рекомендации (из чего делать туловище, руки, ноги, голову и т. д.), но форму этих материалов пусть они подберут сами. Многие из них будут обращаться к учителю за помощью, за советом: можно ли это сделать так, а это иначе. Помогайте, советуйте, рекомендуйте, но старайтесь, чтобы во всех случаях ведущей оставалась инициатива, находчивость ребенка. Это ок­рылит его, будет воспитывать уверенность в себе. Даже если оконченная учащимся работа будет не совсем удачной, учитель должен суметь найти в ней положительное и отметить это, по­хвалить автора. Такой прием помогает ребенку поверить в свои способности.

Во псех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Выискивая сюжеты для работ, рекомендуйте детям через это творчество бороться со злом, нарушениями порядка и дисциплины в школе, на улице, дома. Например, дети могут создать из головок чертополоха и репейника фигурки неряшливых, недисциплинированных ребят и т. п.

Для целого ряда поделок можно и нужно брать сюжеты из жизни, окружающей детей, причем стараться делать это так, чтобы ученики сами находили сюжеты в жизни, внимательно к ней приглядываясь. Это могут быть трудовые процессы люден, спортивные зарисовки, поступки и дела ребят, впечатления, воз­никшие в результате наблюдения детьми каких-либо знамена­тельны) событий. Не исключено, что эти сюжеты будут взяты из жизни животных. Побывал ребенок в зоопарке, и родилась в его руках забавная птица, зверек. Жизнь животных дает мно­го несложных, но интересных тем.

Поиск идеи, замысла будущих работ — исключительно важ­ный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фан­тазии и творческого мышления.

Print Friendly, PDF & Email