«Прыжки» 2-3 года

Прыжки — наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Малыши этого возраста любят прыгать, так как прыжки дают хорошую мышечную нагрузку. Важно учить их правильно прыгать, используя упражнения в подпрыгивании, спрыгивании и перепрыгивании.

На третьем году жизни у детей появляется и интенсивно формируется прыжок, наблюдаются существенные изменения качественных и количественных показателей прыжка.

В соответствии с возможностями и анатомо-физиологически-ми особенностями детей третьего года жизни прыжок требует согласованной работы мышц, определенной координации движений. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижения вперед, прыжков в длину с места и в глубину (спрыгива-ние). Прыжок в глубину связан с большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, поэтому ребенок спрыгивает менее энергично, тяжело опускаясь на всю ступню, почти не сгибая колен. Обучать этому виду движения нужно индивидуально, так как на начальном этапе его освоения необходима помощь.

Появление и активное формирование прыжковых движений происходит почти одновременно с развитием бега.

Вначале малыши (в возрасте 1 года 8 месяцев, 1 года 10 месяцев) с интересом наблюдают за выполнением прыжка взрослым, не повторяя его действия. Но постепенно они начинают ритмично приседать, сгибать и выпрямлять ноги, туловище и учатся переносить вес тела с одной ноги на другую. Так возникают пружинящие движения. Ребенок пытается подпрыгивать вверх на месте, прыгать вперед. Величина прыжка в длину с места достигает в среднем 24 см, однако далеко не всем удается одновременно оттолкнуться обеими ногами. Иногда ребенок просто шагает одной ногой вперед или же приземляется на одну ногу и потом приставляет другую. Как правило, после прыжка дети опускаются тяжело, на всю ступню, не сгибая колен, что сопровождается неприятными ощущениями, поэтому следует обучать малышей мягкому приземлению, не обращать особого внимания на движение рук.

Поскок в начале учебного года выполняют 60% детей первой младшей группы. Примерно 10—15% вообще отказываются подскакивать и прыгать в длину с места из-за неуверенности в своих силах, застенчивости и т. п.

У детей к 2 годам 6 месяцам происходят качественные изменения прыжка в длину с места. У большинства это единое, законченное движение, которое во втором полугодии совершенствуется.

К середине учебного года уже 95% детей выполняют прыжок, в конце года в результате обучения и систематического упражнения все малыши умеют прыгать в длину с места примерно на расстояние 40—50 см.

В прыжке ребенка обнаруживаются все характерные для этого движения фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление), которые при прыжке в длину с места в конце года имеют около 90% детей. Одновременное приземление на две ноги является наиболее трудным и требует упражнения и закрепления в последующие годы. Воспитателю необходимо систематически показывать правильные движения при прыжке — легко, на носках подпрыгивать на месте, энергично прыгать вперед, мягко приземляться.

От детей не требуют умения взмахивать руками, сохранять определенное положение корпуса и головы, но, несмотря на это, на основе подражания и имеющегося опыта, а также для более энергичного полета около 50% группы во время прыжка в длину с места непринужденно взмахивают руками вперед по направлению движения, более чем у 20% малышей при полете (в начале полета) руки отведены назад. Сила взмаха у детей третьего года жизни незначительна и не оказывает существенного влияния на результат прыжка. В этом возрасте ребенок легко осваивает движение в целом, т. е. его внимание фиксируется только на основных признаках прыжка — правильной постановке стоп при отталкивании, энергичном толчке и мягком приземлении.

Конкретные задания даются в игровой форме или в виде подражательных упражнений (Прыгать через ленту, ручеек, канавку, как зайчики и т. д.) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднений у детей. Во время обучения малыши xopoшo понимают словесные указания и стараются точно подражать показу взрослого.

Поскоки и прыжки целесообразно организовать всем одновременно, разрешая их выполнять каждому в удобном ему темпе.

Прыжки развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений. После них активизируется сердцебиение, дыхание.

В течение 30 сек дети третьего года жизни выполняют в среднем 44—52 поскока (по показателям шагомера) „ частота пульса увеличивается в пределах 20—60% по сравнению с исходными показателями. После прыжков она нормализуется в течение 3 мин.

На занятиях в первой младшей группе поскоки (не более 15—20 сек) включаются систематически, так как они значительно увеличивают физическую нагрузку, а после них следует спокойная ходьба.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Поскоки:

на месте на двух ногах;

на двух ногах с продвижением вперед; _ прыжки через ленту (веревку), положенную на коврик (ковровую дорожку).

через параллельные линии или веревки (на расстоянии 10—20 см).

Второе полугодие. Прыжки:

в длину с места на двух ногах (как можно дальше);

через параллельные линии (веревки на расстоянии 20—30 см)\

вверх, касаясь предмета, находящегося в 10—15 см от поднятой руки ребенка;

в глубину (спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см).

Print Friendly, PDF & Email