Print Friendly, PDF & Email
Структура и организация занятий 1-2 года | Детская энциклопедия

Структура и организация занятий 1-2 года

Структура и организация занятий 1-2 года

«Программой воспитания в детском саду» предусмотрены еженедельно 2 занятия по физической культуре (по 10—15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми дб полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими, от полутора лет, занятие проводится в первую половину дня, когда дети младшей подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.

Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий являются влажная уборка пола¹, чистый воздух (t° +19 -20 С), привычная обстановка, облегченная, не стесняющая движений одежда (по сезону). Начиная с полутора лет малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.

Детей до полутора лет, и даже до 1 года 8 месяцев, объединяют в подгруппы по 2—4, а более старших, до 2 лет, — по 5—7. Определяя ребенка в младшую или старшую подгруппу, следует учитывать не только возраст, но и общее развитие, его умение двигаться. Кроме того, малыши, впервые поступившие в детский сад, определяются сначала, как правило, в младшую подгруппу (даже если они старше полутора лет), так как здесь воспитатель сможет^уделить больше внимания новичку и постепенно приобщить его к занятиям группы. Все это относится также .и к „детям, долго не посещавшим детский сад.

В этой возрастной группе (второй год жизни) нецелесообразно деление занятия на.части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей подгруппой вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений.

Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для, развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение 2 недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Комплексы упражнений для детей второй группы раннего возраста воспитатель может составлять сам или использовать приведенные ниже. Планируя занятия, следует:

помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые необходимо чередовать;

избегать длительного статического положения, ожидания; соблюдать последовательность в нарастании трудности упражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенствованием двигательных умений малыша;

методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

умело вызывать у ребенка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение;

иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста;

учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Моторная плотность² занятий детей второго года жизни находится в пределах 40—70% всего времени занятия. Общая плотность³ занятия выше, но даже при умелой организации и педагогическом мастерстве воспитателя она не превышает 80% общего времени занятия. Это объясняется тем, что, особенно в начале учебного года, дети в возрасте до 1 года 6 месяцев выполняют упражнения большей частью по одному с помощью взрослого.

Учет двигательной активности показывает, что в начале года в течение 8—10-минутного занятия у детей фиксируется (с помощью шагомера) 50—180 движений, а к концу года — уже 300—500. Постепенное увеличение расстояния, которое должен пройти ребенок, чтобы выполнить нужное движение, повторение упражнений и активные игры положительно влияют на развитие его двигательной активности.

Занятия по физической культуре во второй группе раннего возраста предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.

Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением общеразвивающих упражнений или перед основными видами движений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, мог удовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность.

Малыши этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве, они только начинают осваивать передвижение по прямой линии и смену направления. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Необходимо продумать, как использовать групповую комнату, чтобы с большей пользой провести занятие, облегчить ребенку ориентировку в пространстве, помочь лучше усвоить определенный порядок. Например, сидеть всегда на одном и том же месте у стены.

Некоторые упражнения воспитатель может», провести по-разному. Например, дает задание — ползти до бревна и перелезть через него (бревно лежит на середине ковра, на расстоянии 3—4 м от детей). Малыши выполняют-задание и возвращаются на свои места или, справившись с препятствием, садятся на стулья, заранее расставленные в противоположной стороне, а затем по сигналу воспитателя ползут обратно.

Во время подготовки пособий для следующего упражнения дети сидят на стульях (на скамейке) и слушают, что говорит воспитатель, отвечают на его вопросы^Например, воспитатель берет обруч и говорит: «Это обруч, сейчас Оля, Игорь, Юра и Наташа будут держаться за обруч и приседать. Оленька, покажи, где обруч? Юра, что это?.. Правильно, Это обруч. Иди сюда, держи его. Наташенька, встань рядом с Юрой, держи обруч» и т. д. Постепенно взрослый приучает детей называть пособия, помогать расставить и убрать их на место и т. п.

Принцип индивидуального воздействия, поощрения и непосредственной помощи остается основным в работе с детьми второго года жизни.

С накоплением двигательного опыта .и развитием речи количество детей в подгруппах увеличивается. Чтобы дать необходимую нагрузку и обеспечить двигательную активность всех детей, в занятия постепенно вводятся поточный и фронтальный методы организации (в начале года малыши ползают цо одному, взрослый каждому показывает движение и помогает его выполнить; постепенно они начинают ползать один за другим или все вместе способны самостоятельно и одновременно выполнить упражнение).

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.

 

1 Летом занятия проводятся на открытой площадке, защищенной от солнечных лучей.

2 Моторная плотность — время, которое используется для непосредственного выполнения движений детьми на занятии.

3 Общая плотность — время, отведенное для выполнения движений, построений, перестроений, показа и объяснений воспитателя. Время, используемое на расстановку и уборку пособий на занятиях с детьми 1—3 лет, не учитывается.

Print Friendly, PDF & Email