Упражнения в равновесии

Упражнения в равновесии. Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повседневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия,— залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п.

Упражнения, развивающие равновесие, необходимы в раннем и дошкольном возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов.

На третьем году жизни применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, наклонной доске, гимнастической скамейке), переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч.

В начале года при выполнении заданий, связанных с сохранением равновесия, наблюдаются неуверенная ходьба, приставной шаг, скованность в движениях. Например, во время ходьбы по гимнастической скамейке дети сильно сгибают ноги в тазобедренном суставе, робко идут по дорожке, начерченной на полу, смотрят под ноги. Иногда ребенок, впервые идущий по гимнастической скамейке, ставит ногу не на пособие, падает и потом долго боится подойти к нему.

При первых попытках следует разрешать детям идти приставным шагом (приставляя одну ногу к другой), вовремя поддержать за руку, подбодрить.

Если, перешагивая через кубики или кегли, малыш пытается обойти их (одной ногой перешагивает через препятствие, а вторую обносит кругом), необходимо расставить предметы шире на расстоянии 40—50 см.

Некоторые трудности, особенно в начале года, вызывают у ребенка подъем на пособие и спуск с него, поэтому воспитатель должен подать ему руку, помочь. Важно так настроить детей, чтобы они не боялись, смело поднимались на пособие и старались выполнить задание самостоятельно. Не следует разрешать спрыгивать без специального задания, так как для этого нужен коврик, мат, а также страховка. Малыши сходят с пособия шагом, опуская сначала одну, а затем другую ногу на пол.

В течение года дети в основном осваивают все предусмотренные упражнения в равновесии, значительно улучшаются качество движения и скорость его выполнения. Так, в начале года при ходьбе по гимнастической скамейке прямое положение корпуса, переменный шаг, самостоятельность в выполнении задания наблюдаются у 15% мальчиков и 54% девочек, в результате систематического упражнения почти все малыши уверенно и спокойно выполняют упражнение. Значительно увеличивается и скорость движения: в начале года расстояние 2 м по гимнастической скамейке мальчики в среднем проходят за 4,9 сек, девочки — за 5,8 сек, в конце года с этим заданием мальчики справляются в среднем за 2,8 сек, девочки — за 2,9 сек.

Упражнения в равновесии в первой младшей группе просты, но в какой-то мере однообразны, они требуют напряжения, внимания и сосредоточенности. Однако дети их выполняют с удовольствием, если занятия проводятся интересно в игровой форме, например, один раз малыши идут по дорожке, другой — по мостику, потом к мишке (зайке, кукле), шагают по кружочкам, из одного обруча в другой, по пенькам, нарисованным мелом, или резиновым кружочкам и т. п. Это не утомляет детей, совершенствует движения.

Примерные упражнения

Первое полугодие. Ходьба:

по прямой и извилистой дорожке, намеченной мелом, выложенной шнурами на полу (ширина 20—30 см); по доске;

по наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту 20 см); по гимнастической скамейке;

с перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10—15 см).

Второе полугодие. Ходьба: по извилистой линии, шнуру (2—3 м)\ бег между линиями;

на четвереньках по гимнастической скамейке; с перешагиванием из обруча в обруч, с ящика на ящик; с кружением на месте.

Print Friendly, PDF & Email