Цветик-семицветик

Цель. 

Научить ребенка делать правильный нравственный выбор, сотруд­ничать со сверстниками.

Игровое задание. 

Загадать желание.

Правила игры. 

Высказывать пожелание, когда придет время. Быть вни­мательным к другим.

Материал. 

Цветик-семицветик, который можно сделать по-разному. Глав­ное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка). Можно сделать один большой цветок и маленькие для каждого ребенка (рис. 15). Красные и желтые фишки.

Игра. 

Дети уже знают сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». А вот в такую игру наверняка не играли. Придумывание и изготовление вместе с ними цветиков создадут волнующую атмосферу ожидания игры. Посоветуй­тесь с детьми, кто из них достоин такого подарка, кто самый добрый, чуткий, отзывчивый. Скорее всего в группе найдется несколько таких детей. Сделав им подарок, объясните, что каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепес­ток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся, вместе со всеми приговаривая:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

— Быть по-моему вели.

Потом ребенок с лепестком возвращается на место и открывает другим детям свое заветное желание. Если оно связано с удовлетворением его лич­ных потребностей, дайте ему желтую фишку; если имеет общественное зна­чение — красную. Будем надеяться, что в первой семерке окажутся альтруис­ты, готовые позаботиться о других. Тогда их желания послужат нравственным образцом для других детей, которые вслед за ними получат цветик-семицве­тик. Вторая семерка, разобрав лепестки, отправляется в полет. Вернувшись. вначале говорят по секрету о своем желании воспитателю (это надо, чтобы дети не дублировали друг друга), а потом сверстникам, получая разные по цвету фишки в зависимости от характера желаний. Собрав в конце игры фиш­ки, оцените для себя уровень нравственности детей своей группы, но не гово­рите им об этом, иначе в дальнейшем они могут скрывать свои заветные жела­ния, подстраиваясь под оценку взрослых. Лучше, подводя итоги игры, обсудить

высказанные желания и выяснить, какие из них понравились всем детям, объяснить почему. Каждый ребенок помнит свое желание и, возможно, за­думается о том, почему оно понравилось или не понравилось другим. Каждая повторная игра должна способствовать именно этому.

Вариант. 

Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «со­вершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание. Сам способ определения желания скорее всего отвлечет детей от сугубо личных интересов, переключит их на общественные цели. Дополнительным стимулом служит оценка сверстников, которые анализируют желание.

Вариант.

 Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждому ребенку не составляет труда придумать семь желаний. Затем двое-трое детей, проходя между столиками, собирают лепестки в две коробочки — красную и желтую.

В красную опускают лепестки с желаниями для других, в желтую — для себя. У каждого семь лепестков, поэтому можно удовлетворить и лич­ные, и общественные интересы. После того как собраны все лепестки, кому-то одному поручают поочередно вынимать их сначала из желтой, а потом из красной коробки. Дети на каждый вынутый лепесток раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к его владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Поставьте детям условие — не повторяться. В конце посмотрите, сколько лепестков останется в желтой и сколько — в красной коробке.

Проводя игру, всячески поощряйте детей, чьи желания связаны со стрем­лением позаботиться о товарищах, родителях, старых людях, больных, тех, кто слабее.

Не забудьте заверить детей, что искреннее желание обязательно сбудется.

Print Friendly, PDF & Email