Что из чего сделано!

Цель.

Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, бумаге, ткани и т. д. Осваивать способы изучения предметов. Воспиты­вать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Игровое задание. 

Найти предметы, сделанные из одного материала.

Правила игры. 

Называть признаки материалов, не повторяя уже назван­ных. Умело обращаться с предметами.

Материал. 

Группы предметов повседневного употребления из разного материала: из резины — мяч, кукла, собачка, сапожки, шланг; из дерева — мебель, карандаш, игрушка, ручка, кисточка, щетка для обуви и одежды; из стекла — стакан, лампочка, ваза, аквариум, окно; из металла—ложка, вилка, кружка, ведро, таз, лейка, игрушка; из пластмассы — игрушка, лейка, бокал для кисточек, зубочистка; из ткани—предметы одежды, постельные принадлежности, шторы, скатерти, полотенца и т. д.

Игра

Все предметы вперемешку лежат на столе. Им интересно, что дети о них знают. Дети, вероятнее всего, расскажут об их бытовом назначении. Предметы огорчены: «Мы-то вам служим, а вот, из чего мы сделаны, вы по­интересовались?» Возможно, некоторые дети и скажут, из чего сделаны те или иные предметы. Вещи радуются, но не совсем удовлетворены ответами и начинают по очереди демонстрировать свои свойства. Для этого на отдель­ном столе поставьте один из наиболее типичных предметов какой-либо группы. например стеклянную вазу, мяч и т. д. Предмет приглашает всех детей вни­мательно рассмотреть его и назвать свойства материала, из которого он сделан. Можно задать вопрос: «Чем я отличаюсь от предметов, которые сде­ланы из другого материала?» Так, стекло на вид прозрачное. Потом ваза предлагает детям потрогать ее. Дети узнают, что она гладкая, прохладная на ощупь. После этого ваза просит детей найти ее родственников, которые затерялись среди других предметов. (Детей должно быть чуть больше, чем стеклянных предметов.) Проконтролируйте, не взяли ли они лишних предме­тов. Наконец собрались все стеклянные предметы: «Что роднит нас?» Целе­сообразно описать их типичные свойства и сделать обобщение вместе с детьми. Но вот как бы нечаянно один хрупкий и ненужный предмет (перегоревшая лампочка) падает: «Что с нами происходит?» Дети убеждаются в хрупкости стекла и бережно переносят предметы на соседний стол.

К демонстрационному столу спешит вприпрыжку мяч. Он смеется над стеклом: ему не страшны удары. Дети изучают его сначала визуально, а потом на ощупь, подбирают ему родственников. Выяснить еще одно свойство рези­новых предметов поможет таз с водой: они не тонут и не промокают. Может. испытать на плавучесть и стекло?

Для выяснения типичных свойств других предметов используйте предло­женную модель. Придумайте сами, как опытным путем определить особенно­сти металла, дерева, пластмассы, ткани…

В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются об­общить их, сравнивают с другими (например, металлическая лейка тяжелее пластмассовой, металлическая мисочка тонет, а пластмассовая пла­вает и т. д.).

Примерные признаки стекла: прозрачное, твердое, гладкое, хрупкое, тонет. режет; дерева: непрозрачное, твердое, ломается, плавает; резины: гладкая. упругая, плавает, рвется; пластмассы: легкая, гладкая, хрупкая, но менее. чем стекло, пружинистая, плавает; металла: тяжелый, звонкий, непрозрач­ный, прочный, тонет.

Вариант.

 Играют две небольшие группы по два-три человека (водители и пешеходы). Они сидят по обе стороны стола, на котором нарисованы про­езжая часть улицы и тротуар, выставлены дорожные знаки по одному-два. Появление каждого нового знака провоцирует новую дорожную ситуацию. Далее ход игры как в предыдущих вариантах.

Print Friendly, PDF & Email