Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Как организовать школьный биологический музей

Какой богатый мир раскрывается перед нами, когда мы слушаем учителя биологии, читаем книги о растениях и животных! Мы предпринимаем экскурсии в зеленые луга, в цветущий сад, тенистый лес, полный птичьего щебетания, в поле, дремлющее под горячим солнцем. И всюду природа открывает нам свои тайны.

Вот школьники подошли к маленькому во­доему. Небольшой тритон с оранжевым брюшком медленно всплывает на поверхность и, захватив ртом воздух, скрывается в глубине, производя плавные — извилистые движения ши­рокой лопастью своего плоского хвоста. Где-то рядом из той же глубины вынырнул жук-пла­вунец. На поверхности кружатся мелкие бле­стящие жуки-вертячки. Длинноногие водомер­ки бегают по воде и не тонут. А нет ли еще чего-нибудь в этом подводном царстве? Если запа­стись крепким сачком, то можно получить необычный улов. Сколько здесь различных мол­люсков: катушки, прудовики, лужанки. А это личинка жука-плавунца (и сам он попался), личинки стрекоз, клоп-гладыш, водяной скор­пион. Для того чтобы все это унести с собой, надо иметь специальные ведерки, а в школе предусмотрительно приготовить большие и ма­лые аквариумы. При этом следует позаботить­ся, чтобы хищные животные разместились от­дельно. Нельзя, например, жука-плавунца по­мещать с рыбками. Необходимо даже закрыть его банку сеткой или стеклом, иначе он ночью переберется в аквариум с рыбками и причинит им большой урон. (Об устройстве и содержании аквариумов прочитайте статью «Аквариум и террариум».)

Рядом с аквариумами нужно разместить коллекцию под названием «Животный мир во­доема». Как ее изготовить? Чтобы представить водоем «в разрезе», на лист фанеры размером 30x40 см наклейте изображающую воду синюю бумагу. В верхней части листа поместите голу­бую полосу шириной около 10 см — это воздух над водой. Нижнюю часть листа намажьте клеем, а на него насыпьте мелкого песка. При­сохнув, он изобразит дно. Затем наклейте загербарированные водные растения и, наконец (тоже клеем), прикрепите засушенных животных во­доема. Мелкими гвоздиками приколотите лист к рамке. Рамку надо остеклить.

В террариум поселите несколько лягушек. Террариум можно сделать из стандартного ящика (из-под сливочного масла). В тер­рариуме — глиняная плошка с водой, пенек, мох, папоротник.

Для ящериц и ужа делается сухой терра­риум. В его крышку вмонтирован электропат­рон с лампой и абажуром. Ящерицы и уж, ярко освещенные и хорошо наблюдаемые, мирно дремлют на пеньке.

Для кормления обитателей аквариумов и террариумов надо сделать запас дождевых чер­вей. В нижней и верхней частях ящика для червей — перегной и сухие листья, а в сред­ней — песок. Одна стенка из толстого стекла и имеет фанерную задвижку. Приподняв ее, мы увидим, что постепенно слой песка все более пронизывается ходами червей, заполненными перегноем. Так можно понять роль дождевых червей в процессе почвообра­зования.

Из экскурсии в сад принесите ветки, на которых имеются кольца, состоящие из мел­ких, как бисер, твердых яичек бабочки коль­чатого шелкопряда. Если поместить эти ветки в садок, то из яичек выведется много прожор­ливых гусениц, для подкорма которых требу­ются листья (см. ст. «Подготовка к изучению мира насекомых»). Гусениц одну за другой мож­но заморить (в различном возрасте), а затем заморить куколок и, наконец, бабочек. Поме­щенные в пробирки с формалином гусеницы ж куколки, так же как прикрепленные рядом засушенные бабочки, покажут весь процесс метаморфоза кольчатого шелкопря­да. Так постепенно у нас будут накапливаться коллекции, знако­мящие с местной природой, со все­возможными связями между рас­тительным и животным миром.

В музее всегда необходимо иметь хотя бы небольшое количе­ство живых экспонатов. Посетите­ли часами любуются аквариумом, просвеченным электролампой, рас­сматривают ужей и ящериц, забав­ляются повадками юркого ежика. С весенних экскурсий принеси­те цветущую мать-и-мачеху, цве­ты ветроопыляемых растений — орешника, березы, осины, насекомоопыляемой ивы. Все это надо засушить в гербарном прессе и сделать коллекции. Если на кусок фанеры наклеить голубую бумагу, а на нее — загербарированные лу­говые растения, то создается впечатление настоящего луга. На цветах, листьях и стеблях растений прикрепи­те собранных на этом же лугу и тоже засушенных насекомых. Вот на корич­невом стебле сидит коричневый кузне­чик, а другой кузнечик, зеленый, — на зеленой травинке.

В лесу на сосновой коре вы с трудом заметите бабочку соснового шел­копряда. Так вы и покажите ее в му­зее на куске сосновой коры. Таким об­разом, коллекция не только покажет посетителям музея растения и насеко­мых, но и раскроет перед ними яв­ления мимикрии (см. ст. «Окраска и подражание в мире растений и живот­ных»).

Можно обнаружить, что некоторые куски коры на елях легко отделяются, а под ними на древесине хорошо различимы прихотливые узоры. Это раз­рушения, причиненные личинками жу­ков-вредителей и, в частности, личинкой одного из них — известного всем длин­ноусого елового дровосека, или усача. Елового дровосека нетрудно найти и по­местить в музее.

Здесь же интересно показать не только насекомых-вредителей, но и по­лезных птиц. В этом могут принять участие юные художники. Пусть они изобразят в красках наших пернатых друзей, а также выполнят плакаты и таблицы, характеризующие огромную пользу этих птиц. Мастера столярного дела изготовят образцы искусственных гнездовий (см. статьи «Пернатые дру­зья» и «Наблюдение за птицами в при­роде»).

Как поражает воображение огромный раз­мах перелетов пернатых путешественников. Оказывается, наши грачи, бекасы, кулики зимуют на берегах Нила, а соловьи — в Эква­ториальной Африке. Расстояние перелетов некоторых птиц иногда достигает 10 тыс. км. Хорошо бы нарисовать для школьного биоло­гического музея карту «Маршруты птичьих перелетов».

По мере того как в музее накапливается материал, все чаще будут заглядывать сюда и дети, и взрослые. Показывая природу нашей местности, надо внушать посетителям хозяйст­венное, бережное отношение к ней.Надо всем участвовать в посадке деревьев, в борьбе с вре­дителями полей, садов, парков, лесов. Кто, как не актив музея, должен развернуть работу по охране и привлечению полезных птиц, при­учению ребят к бережному отношению к пти­чьим гнездам, добиваться расчистки прудов, следить за состоянием водоемов. Музей всегда обязан быть в числе ос­новных организаторов Дня леса, Дня птиц.

А разве не интересно выставить в музее боль­шую карту растительно­го и животного мира своей области и карту размещения сельскохо­зяйственных культур?

Такие карты изгото­вить очень просто. На­пример, большой лист рисовальной бумаги на­клейте на фанеру и вставьте в рамку. На этом листе изобразите карту своего района (или области), а на ней в соответствующих мес­тах нарисуйте основ­ные деревья и кустар­ники. На полях этой красочной таблицы можно разместить фотогра­фии природы своей местности. Вверху сделать надпись: «Растительный мир нашего района (области)». Хорошо подобную же таблицу вы­полнить и для показа животного мира. Иног­да вместе с рисунками и фотографиями при­крепляются засушенные растения, чучела. Их можно разместить также и рядом с таблицами. Школьный музей должен сосредоточить у себя результаты наблюдений за местной при­родой: когда зацветают различные растения, созревают плоды, какова температура, число ясных дней, количество осадков и т. д. Эти сведения тоже наносятся на таблицы. Очень красиво получится, если школьные художники здесь же вывесят рисунки, на которых изоб­ражен один и тот же уголок нашей природы в различные времена года. Например: на вы­соком берегу реки роща, куда идет до­рога. За рекой луговые просторы, отдаленный лес. Для начала можно зарисовать, как вы­глядит этот уголок в апреле, июле, октябре, декабре.

На школьном опытном земельном участке обычно удачно возделываются местные дикие растения, которые при правильном отборе и уходе могут принести в будущем большую пользу. Ведь все культурные растения были когда-то дикими.

И. В. Мичурин интересовался лесными яб­лонями, рябиной, черемухой, калиной, еже­викой, советовал закладывать при школах питомники местных диких сортов, использовал многие из них для своих работ по гибридиза­ции. Из восточносибирской таежной актини­дии он получил пять культурных сортов, из обычной лесной ежевики — четыре сорта, из рябины — три и т. д.

В школьном биологическом музее надо по­казать местные дикие растения, использован­ные Мичуриным в своей работе, отразить те опыты, которые осуществляются школой или будут предприняты.

На школьных участках нашли приют новые растения из других областей и стран: топинам­бур, чумиза, могар, суданская трава, сорго, соя, нут, баклажаны, перец, арбузы, дыни, кабачки, спаржа, кенаф, канатник, ляллеманция, арахис и многие другие. Их тоже необ­ходимо представить в музее.

Во время летних каникул ребята бывают и в Артеке, и у своих родственников на целин­ных землях, и в степях, и в тайге. К нам тоже приезжают гости со всех концов нашей необъ­ятной Родины. Кто-нибудь привезет с собой коллекцию листьев вечнозеленых деревьев, краба, морскую звезду, морского ежа, кедро­вые шишки и т. д. Всему этому богатству в школьном музее всегда найдется место.

Поскольку ваш музей школьный, вы долж­ны помнить об очень важной задаче: помочь учащимся в прохождении курса ботаники, зоологии, общей биологии. Местный мате­риал дает для этого хорошую основу: именно к нему вы и обращайтесь прежде всего при изучении биологии. Но это изучение проходит шаг за шагом, в строгой системе, по опреде­ленной программе. Так вот, пополняя музей, никогда нельзя забывать о такой системе. Для этого просмотрите учебники. Все ли вы имеете, что надо показать на уроках? Все ли вы со­хранили от прошлого года? Что следует разы­скать нового в первую очередь? Так у вас возникнет план расширения музея специально для наилучшего оборудования уроков.

В музее должны быть хорошие коллекции: «Органы растения», «Строение цветка и соцве­тия», «Плоды», «Распространение плодов и се­мян», «Травянистые растения», «Деревья и ку­старники». Если нет коллекций, то в шкафах и гербарных папках всегда найдется материал для них. Легко восполнить коллекции «Различ­ные формы корней», «Жилкование листьев», «Листорасположение», «Различные формы ли­стьев», «Листовая мозаика». Так переберите и продумайте весь курс. Когда вы дойдете до параграфа о росте стебля в толщину и го­дичных кольцах, то вам захочется иметь в своем музее срез дерева.

Размышляя над каждой темой программы курса биологии, вы непременно почувствуете, как мало еще накоплено, как много надо уметь, чтобы выполнить намеченные планы. Для расши­рения музея необходимо овладеть техникой гербарирования (см. ст. «Изготовление гербария»), уметь консервировать мелких животных, изго­товлять чучела, тушки и т. д. (см. ст. «Как сделать чучело или тушку птицы и зверя»). Кроме того, надо уметь рисовать, изготовлять муляжи, быть и столяром, и маляром. Биолог, а тем более работник музея обязан быть масте­ром на все руки. Отсюда ясно, что одному чело­веку можно разве только начать устройство музея, а развивать это дело следует уже целым коллективом. А ведь для организации такого коллектива в каждой школе есть все условия. При этом вовсе не обязательно при биологи­ческом музее создавать специальный кружок. Участники могут привлекаться для выполне­ния отдельных поручений, а потом они с удовольствием станут участвовать в работе музея в соответствии со своими склонностями. Но для начала на собрании юных натуралистов надо выделить руководящую тройку, а главным об­разом заведующего музеем, который должен стать правой рукой учителя биологии.

К кому еще обратиться? Конечно, к пред­седателю родительского комитета. Следует также узнать у ребят, чем могут помочь их роди­тели, среди которых всегда найдутся всевоз­можные мастера, знатоки природы, агрономы, бригадиры, лесоводы, ученые, художники, охотники.

Школьные музеи в районных центрах вы­полняют большую общественную работу, посе­щаются всеми трудящимися и зачастую служат отделениями областного краеведческого му­зея. Поэтому необходимо побывать в област­ном музее, где многое можно перенять и где опытнейшие сотрудники помогут вашему начинанию.

Вскоре, видя хорошо выполненные инте­ресные экспонаты, ребята захотят участвовать в работе музея. Неплохо создать такую тра­дицию: каждый выпускник школы должен оста­вить после себя на добрую память такой экспо­нат, которым музей мог бы гордиться.

При создании музея многое потребуется, придется преодолевать всевозможные затруд­нения. Пусть вас они не пугают. С самого же начала возникнет вопрос о помещении. Но ведь следует сначала доказать свое право на отдель­ное помещение. Пусть музей пока разместится в кабинете биологии, в пионерской комнате. Когда появятся хорошие экспонаты, музей постепенно, к общей радости, займет стены в зале, в коридорах, уютные углы, простенки и т. д. А потом отдельное помещение обязатель­но найдется.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017