Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Наблюдения за растениями в природе

В книгах известного путешественника по Дальнему Востоку В. К. Арсеньева не раз говорится об охотнике Дерсу Узала, сопровож­давшем экспедиции Арсеньева. Это был искус­ный следопыт и большой знаток природы.

Арсеньева всегда поражала необыкновенная наблюдательность старого охотника, его уме­ние замечать все мелочи и по ним воссоздавать картину события, которое уже произошло или еще произойдет. Когда однажды В. К. Арсеньев выразил свое восхищение искусством Дерсу Узала и спросил, почему у других его спут­ников так не получается, тот ему просто отве­тил: «Глаза есть, а посмотри нету».

То же самое можно сказать многим нашим читателям, которые, бывая в лесу или на лугу, не видят вокруг ничего особенного, а между тем если они как следует «посмотри», то заме­тят очень много интересного и даже зага­дочного.

Одни из этих загадок решаются легко, стоит лишь внимательно посмотреть и немножко подумать; другие требуют длительных наблюде­ний. Объектов для наблюдений можно найти великое множество и в любом месте, где вам доведется побывать.

Представим себе, что во время туристского похода вы оказались в поле. Вокруг вас много разнообразных растений, и все они интересны для наблюдения.

Вот злаки. Вероятно, вы заметили, что тон­кие, длинные листья пшеницы, ржи, овса и других злаков всегда несколько закручены по своей продольной оси (от одного до четырех оборотов), а такие же длинные, но толстые листья хорошо знакомого вам садового ириса не закручены. Почему? Какая может быть от этого польза растениям?

Для того чтобы найти объяснение, прове­дите следующий опыт. Отрежьте две полосы писчей бумаги длиной в 20—25 и шириной в 0,8 см. Одну из них закрутите на круглой палочке, например на карандаше, а потом сни­мите — полоска эта теперь будет иметь форму спирали.

Попытайтесь удержать обе полоски в вер­тикальном положении, защемив нижние кон­цы их пальцами. Вы заметите при этом, что закрученная полоска хорошо, прочно удержи­вается. У нее, как говорят инженеры, более «жесткая конструкция». А незакрученная по­лоска склоняется, будто надломленная. Вот вам и ответ на поставленный вопрос.

На колхозном поле вы видите хорошо рас­кустившиеся всходы злаков. Они уже «вышли в трубку», но еще не колосятся. Какой это злак? Пшеница, рожь, ячмень или, может быть, овес?

Распознать их как будто и трудно. Но это лишь на первый взгляд.

Посмотрите внимательно на пленочку — язычок в пазухе листа, и она вам все «ска­жет». У ячменя язычок с рожками, коготками, у овса язычок треугольный, у ржи — низень­кий маленький, а у пшеницы такой же, но с волосками.

Вы нередко встречаете известный сорняк — недотрогу желтую. Стоит хотя бы легонько прикоснуться к плоду недотроги, как из него сразу же выпрыгнут семена. Почему так происходит и для чего это нужно растению? Подумайте.

Не раз вы наблюдали, конечно, как над лужайкой или в огороде над грядкой летает беленькая бабочка. Она подлетает то к одному растению, то к другому, но не садится. Что-то ей не нравится. Наконец, растение выбрано, бабочка села на листочек, пере­бралась на его нижнюю сто­рону и успокоилась на минуту-другую. Что бабочка искала? Почему выбрала именно это растение и что она делает на нижней стороне листа? Заметь­те, что облюбованное этой бе­ленькой бабочкой растение, ве­роятно, сурепка, желтушник или капуста, брю­ква и т. п.

В поле цветет вика. Бутоны ее нисколько не повреждены, а на чашечке хорошо распу­стившегося цветка почему-то появилась дыроч­ка. Откуда она взялась? Кто ее проколол и для чего? Понаблюдайте за насекомыми, посещаю­щими цветущую вику.

Вот прилетела пчела, просунула хоботок в отверстие чашечки цветка вики. Зачем? Уж не она ли проколола его? А может быть, шмель, оса, муха?

Вспомним поэтичные строки: «Пахнет сеном над лугами». Ни с чем не сравнимый аромат стоит над лугом, когда на нем сушится сено. Неискушенный человек не сможет различить аромата разных трав. А наблюдательный нату­ралист даже с закрытыми глазами скажет:

«Здесь, конечно, много пахучего колоска». (Эта травка содержит пахучее вещество — кумарин.) Или скажет другое: «Ароматное сено — тавол­гой пахнет».

Внимательный юннат многое замечает и де­лает иногда ценнейшие наблюдения. Если, например, ему встретятся необычные по раз­мерам экземпляры степного растения ком-пека, то можно предположить, что здесь нефтеносный участок. Вообще растения расска­зывают геологам многое: алтайское растение качим указывает на залежи меди; на Урале заметили, что там, где много никелевой руды, у сон-травы цветы не голубые, как обыч­но, а желтые.

Как иной раз необходимо бывает найти во­доносный слой! И тут на помощь приходят растения. Есть такая степная и полупустынная трава — чий. Если найден чий, здесь же на небольшой глубине найдете воду.

Наблюдательный, настойчивый в поисках натуралист находит в жизни растений много не только интересного, но и полезного для человека.

Нередко наблюдения подсказывают человеку разумные приемы в хозяйственной деятельности.

Вот яркий пример. Если близко от посева ржи, пшеницы растет барбарис, то почти наверное можно ска­зать, что урожай их бу­дет плохим: зерно по­лучится легковесное, щуплое. А для овса вредным соседом являет­ся крушина сла­бительная. Уро­жай его в таких случа­ях нередко снижается порой на 80%! Почему? Было замечено, что всякий раз, как пшени­ца или рожь росли рядом с барбарисом, их листья и стебли покрывались маленькими ржавыми пятнышками, т. е. расте­ния заболевали стебле­вой ржавчиной. Оказы­вается, болезнь прихо­дила с барбариса: весен­ние споры ржавчины по­падали с него на злаки и вызывали поражение.

Этот пример указывает и на другое: под­мечая даже такие, казалось бы, «мелочи», как маленькие пятнышки на стеблях и листьях растений, наблюдатель должен интересовать­ся, что это, откуда, почему. А потом он найдет ответ и на вопрос, что нужно делать.

В лесах, на вырубках и полянах в июле цветет кипрей иван-чай. Нарядные, ро­зовые кисти его цветков издавна привлекали внимание пчеловодов. И не удивительно, стоит только посмотреть, сколько пчел вьется около ароматных кистей растения. Значит, иван-чай — ценный медонос.

Наблюдая за цветением этого растения, пче­ловоды, конечно, задумывались: «А не следует ли к этим дням вывозить ульи в лес, поближе к зарослям иван-чая». И вот результат налицо: в наше время с кипрея пчеловоды получают за один день с одного улья по полпуда (иногда и пуд) меда!

Для того чтобы получить ответ на вопрос «почему», часто недостаточно бывает одного наблюдения. Нужно еще провести исследо­вание.

В знойные июльские дни на опушке леса можно увидеть полузасохшие травы, а среди них пышно растущий красный клевер. Почему? На открытой лесной полянке, на сухом песчаном бугре мы встречаем очиток едкий. Совершенно сухой песок, но очиток чувствует себя неплохо и даже цветет. Поче­му? Займемся исследованием. Выкопаем оба растения. Внимательно рассмотрим их корни: у клевера они уходят в землю на глубину метра и даже больше и там берут воду; у очитка же корни небольшие, но зато в толстеньких ли­стьях-бочоночках он держит значительные за­пасы воды, и расходуется она экономно.

На пришкольном участке высажена рассада овощей и цветов. Еще вечером она имела вполне хороший вид. И вредителей нигде поблизо­сти не видели. Утром же обнаружилось, что листья растений сильно повреждены, а стебли, будто подрезанные, упали на землю. Как дол­жен рассуждать в таком случае наблюдатель? Очевидно, скажет он, появился какой-то ноч­ной вредитель. Ночью с фонариком в руках выйдет наблюдатель на обследование. И вот уже виден виновник разгрома. Им оказался голый слизень. Днем слизни прячутся в укры­тиях под камнями, щепками. Там их можно найти и уничтожить.

А вот еще два примера наблюдений. На лу­жайках и пустырях вы часто находите злак — пырей ползучий. Там, где его много, свиньи любят разрывать землю и с особым удовольствием поедают корневища пырея. Ис­следования показали, что в корневищах его содержится очень много сахара.

Пырей называют злейшим сорняком. Если при перекопке земли вы изрубите корневище пырея на куски, то, как показывают наблюде­ния, сорняк не будет уничтожен: из кусков корневища вырастут новые растения. Отсюда можно сделать вывод, что для борьбы с этим сорняком нужно удалять из почвы даже кусоч­ки корневища.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017