. Наблюдение за птицами в природе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Наблюдение за птицами в природе

Наблюдение за птицами в природе

В лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет — в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища? Кукушку легко отличить по голосу, но в лесу сотни видов птиц, и каждая щебечет или поет на свой лад. Какие это птицы? Трудно наблю­дать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Недаром один из лучших знатоков русской природы— проф. Д. Н. Кайгородов говорил: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, раз­вивает и утончает слух».

Внимательный наблюдатель, будь он даже не ученый, а просто школьник, может подме­тить в жизни птиц ценные для науки явления.

Начинать наблюдение надо с определения вида птиц. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знаю­щему человеку либо к хорошей книге. Лучше всех других книга Промптова А. Н. «Птицы в природе» [4-е изд.]. М., Учпедгиз, 1960. При ее помощи можно определить любую птицу средней полосы нашей страны. Для этого даже не надо ловить ее, а достаточно рассмотреть издали простым глазом или в бинокль.

В другом определителе (Сунгуров А. Н. «Экскурсионный определитель птиц Европей­ской части СССР». М., Учпедгиз, 1960.) есть в ос­новном цветные рисунки всех наших птиц. По этой книге определять птиц совсем просто.

В городах определению птиц могут помочь их чучела в местном музее.

Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите под­робно ее приметы:

1. Размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем).

2. Окраску. Например, так: «горло и грудь кирпично-красные, весь верх серый с оливко­вым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д.

На рисунке (см. стр. 475) указаны названия частей тела птицы. В некоторых случаях удоб­нее схематически набросать контур птицы, обо­значить различной штриховкой цвет и отме­тить, какие цвета означают эти штриховки.

3. Повадки птицы: ее поведение, подвиж­ность, характерные позы. Например: «круго­образно вращает хвостом, когда тревожится» (сорокопут) или: «сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухо­ловка).

4. Голос, если это возможно,— буквами. Например: «пинь-пинь-таррах» (тревожный крик синицы). Можно сравнить голос птицы с каким-либо знакомым звуком. Например: «скрипы в разных тонах» (песня снегиря). Не­которые виды птиц по внешности почти нераз­личимы, например пеночки и камышовки, но по песне, по крику их можно сразу отличить.

5. Место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась. Например, щеглы кор­мятся зимой на репейнике, чижи и чечетки — на березах и ольхах, а снегири — на ясенях.

Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах. Виды птиц, наиболее удоб­ные для фенологических наблюдений, перечис­лены в таблице. Крестиками отмечено, какие сезонные явления в жизни птиц наблюдаются весной или осенью. Особенно интересно наблюдать за жизнью птиц летом. В пионерском лагере, например, легко организовать наблюдение за птичьими гнездами. Если птиц не пугать, они перестанут бояться человека. Кружок юннатов в лагере должен взять на себя заботу о неприкосновен­ности птичьих гнезд.

Даже не желая этого, можно погубить гнездо: достаточно подойти несколько или хотя бы один раз компанией к гнезду, расположенному на земле. Ночью по протоптанной вами тропе может пробежать хищ­ник — кошка или хорек, которые без труда найдут и уничтожат гнездо. К гнездам надо ходить как можно реже и, конечно, не более двух наблюдателен.

Найдя гнездо и определив, чье оно, следует описать его. Удобнее всего описывать каждое гнездо на отдельной карточке из плотной бума­ги размером в половину тетрадной страницы. Эту карточку следует заранее разграфить и в каждой графе отметить, что в ней должно быть описано:

(порядковый номер гнезда).

Вид (русское наименование птицы).

Дата (год, месяц и число первого наблю­дения).

Адрес (область и район, где сделано наблю­дение).

Место (луг, лес, поле, деревня, город и т. д.).

Место обитания (подробное описание, на­пример: «смешанный ельник с густым подле­ском бузины, у оврага»).

Место гнезда (на березе, в скворечнике, на клене, в дупле липы, на земле, за наличником окна и т. д.).

Диаметр дерева (в сантиметрах).

Высота гнезда над землей (в метрах). Если она не измерена, а определена на глаз, перед цифрами нужно написать: «около».

В следующих четырех графах описываются только гнезда в дуплах и скворечниках.

Размеры летка (его диаметр или размеры в сантиметрах). Если нужно, на белом поле карточки справа дается рисунок летка.

На какую сторону света выходит леток.

Глубина дупла или скворечника измеряется от нижней части летка до дна.

Ширина дупла в самой широкой части близ гнезда. Ее измеряют так, чтобы это не повре­дило птицам. Для скворечника указываются размеры дна, если оно четырехугольное, на­пример : «13X14».

Следующие четыре графы карточки отно­сятся к гнезду:

Диаметр гнезда.

Высота гнезда.

Диаметр лотка (чашеобразного дна в гнез­де) и глубина гнезда (размеры углубления гнез­довой ямки, если она есть в гнезде).

Материал, из которого сделано гнездо. Если материал самого гнезда отличен от мате­риала выстилки лотка, нужно указать его от­дельно для каждой из этих частей.

Дальше записывается количество и цвет яиц, число птенцов, их возраст в днях, если можно более или менее точно определить. Затем отмечается, слепы ли птенцы или открыли глаза, каков цвет их радужины. Потом (в мил­лиметрах) — размеры перьев хвоста — «рулей», размеры перьев крыла — «махов».

Эти сведения позволяют приблизительно определить возраст птенцов.

Даты конца кладки, вылупления и вылета следует заносить на карточку только в том слу­чае, если они точно известны.

Фамилия наблюдателя. Если наблюдение ведется двумя юннатами или группой, на кар­точке должны быть указаны фамилии всех на­блюдателей.

Белое поле бумаги справа используется для схематической зарисовки гнезда, его положе­ния на дереве или формы дупла и скворечника и т. п.

Карточку надо заполнять на месте. Если какой-нибудь вопрос неясен, лучше совсем не давать ответа, чем записывать догадки или неточные сведения. Ответы должны быть пре­дельно ясными и краткими. Запись лучше вести мягким карандашом. На обороте карточки за­писываются повторные наблюдения за гнез­дами.

На свободных полях листа бумаги можно наклеить и фотографии контактной печати с обычной фэдовской пленки. Сфотографировать можно гнездо и его окружение.

Птицы очень пугливы. Если в гнезде нахо­дятся яйца или только что вылупившиеся птен­чики, долго оставаться возле него нельзя: пти­цы могут бросить его. Все наблюдения и записи следует делать вдали от гнезда, а вплотную к нему подходить только для самых необхо­димых измерений.

Хорошо наблюдать за гнездованием птиц в развешенных домиках. Искусственные гнез­довья висят открыто, они обычно видны издали. Птицы, которые в них поселяются, кроме боль­шой синицы, мало пугливы и не бросают гнезда после того, как около него побывали люди.

Птицы приносят большую пользу, защищая поля и леса от вредных насекомых и грызунов. Каждой весной начиная с 1926 г. у нас в стране проводится День птиц. В этот день уча­щиеся сами знакомятся и знакомят население с жизнью птиц. В школах День птиц обычно отмечается 24 марта — в первый день школь­ных весенних каникул или в один из первых выходных дней апреля.

Готовиться к этому празднику нужно зара­нее: ведь успех Дня птиц определяется прежде всего числом сделанных и вывешенных для птиц гнездовий. Ко Дню птиц нужно выпустить специальные классные или школьные стенга­зеты, организовать посвященную охране птиц выставку, подготовить художественную само­деятельность и доклад о пользе птиц.

В День птиц дети с песнями, взяв изготов­ленные домики для птиц, направляются к месту развески: в ближайший плодовый сад, в парк, в подшефный квартал леса, в полезащитную полосу. Шествие оформляется красочными пла­катами, транспарантами, лозунгами; малыши, как на карнавале, надевают маски птиц.

Всероссийское общество охраны природы ежегодно организует соревнование, в которое входит и лучшее проведение Дня птиц в шко­лах. В соревновании каждый год принимает участие более полумиллиона учащихся Россий­ской Федерации.

За последние 20 лет в День птиц дети раз­вешивают столько скворечников для скворцов, что число этих птиц во многих местах нашей страны сильно увеличилось. Местами, напри­мер на юге, скворцы даже стали приносить некоторый вред, поедая ягоды на виноградни­ках. Сейчас гораздо важнее изготовлять не скво­речники, а синичники — небольшие домики для маленьких птичек: синиц, мухоловок-пестру­шек, горихвосток — и развешивать их прежде всего в плодовых садах. Каждый учащийся должен сделать такой птичий домик и в День птиц установить его на дереве.Рисунок на этой странице показывает все части синичника или скворечника. Крышу можно сделать из горбыля или доски, но обя­зательно открывающуюся. Это нужно для чистки гнездовья.

Важно соблюдать указанные размеры доми­ков. Для скворца внутренняя величина дна должна быть не меньше чем 13x13 см. Если дно скворечника будет больше чем 15x15 см, скворчата могут погибнуть в холодное лето. Скворчиха ведь не сможет обогреть такое боль­шое помещение. Для маленьких птичек пригоден домик с размером дна 10x10 см, а для мелких видов синиц — и того меньше, иначе они не поселяются в до­миках.

Гнездовья из сырых досок совершенно не­пригодны: при высыха­нии они дают трещины, щели, в таких домиках птицы не поселяются, а если поселятся, то птенцы при холодной погоде погибнут. Зна­чит, доски для птичьих домиков нужно загото­вить заранее и хоро­шенько просушить.

Дощатый домик надо сбивать очень плотно, без щелей. Если они все же окажутся, следует замазать их глиной, замазкой или просто грязью. Домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее, чем белый. Еще луч­ше покрасить его коричневой или зеленой мас­ляной краской. Такое гнездовье висит на де­реве без ремонта 10—15 лет. Не следует стру­гать внутренние стенки гнездовья, так как птицам будет трудно выбираться из него, да и снаружи его стругать не обязательно.

Синичники для города делаются с очень маленьким летком — в 3 см диаметром, чтобы в него не пролез большой городской воробей. В городах делают еще полуоткрытые гнездовья для серых мухоловок и других птиц.

Очень важно правильно развесить гнез­довья: самые лучшие птичьи домики, если они неправильно повешены, останутся пустыми. Даже наклон гнездовья имеет значение. Вперед его можно наклонить очень сильно, птиц это не пугает. А домики, запрокинутые назад, пти­цы не занимают: им трудно выбираться оттуда. В таблице указано, какие гнездовья, где и как нужно вешать для разных птиц:

Развешивая гнездовья, нельзя забывать о злейших врагах птиц — кошках. Для них до­ступен домик, поставленный на сучок дерева: сидя на сучке, кошка с удобством орудует в нем лапой через леток. Для развески выбирайте дерево потолще и, главное, без сучьев внизу, чтобы на него было трудно влезть без лестницы. Развешивают гнездовья, взобравшись на лест­ницу или при помощи шеста.

В лесу, в городском парке или в плодовом саду нельзя портить деревья, забивая в них гвозди. От этого особенно страдают березы: весной из пробитой гвоздем дырочки долгие недели течет сок дерева.

Есть много способов прикрепления синичников к дереву без повреждений коры. На изображении синичник, привязанный проволокой на прокладках-чурбачках. Проволока нигде даже не прикасается к коре. Просто и удобно вешать скворечник с поперечной задней планкой. Зацепив гвоздем на конце шеста за леток, синичник кладут в развилке двух сучков. Зажатый сучками, синичник повиснет очень прочно. Этот способ хорош для развески синичников на соснах с их мутовчатым рас­положением сучьев и на плодовых деревьях.

Развешивать гнездовья для птиц можно не только в лесу или в парке, но и на отдельных деревьях даже в крупных городах.

Как только птицы поселятся в домике, мож­но начинать наблюдения за ними. Сначала птицы очень осторожны и боятся показываться около гнезда. Как только выведутся птенцы, птицы начнут носить им корм.

Подсчитайте, сколько раз за день прилетят птицы с кормом к гнезду. Если самца легко отличить от самки, то подсчет надо вести от­дельно для самца и для самки. Постарайтесь, хотя бы приблизительно, определить, какой корм они носят птенцам: дождевых червей, гусениц, стрекоз, мух, бабочек и т. д. Вид корма, время каждого прилета и отлета (час и минуту) записывайте на обороте карточки.

Очень интересно подсчитать количество при­летов кормящих родителей за все время раз­вития птенцов. Каждый раз птица приносит хотя бы одно насекомое. Зная это, можно опре­делить, сколько же потребляет их одна птичья семья. Для такого подсчета нужно дежурить у гнезда в течение всего периода развития птен­цов, хотя бы через день или два. Записи этих наблюдений требуют последующей обработки. Можно, например, начертить диаграммы: сколь­ко раз птицы прилетели утром, днем и вечером; кто чаще кормит — самец или самка; умень­шается или увеличивается число прилетов с ростом птенцов и т. д.

Для лучшего наблюдения птиц (например, воробьев) скворечник опускают с дерева на вы­соту немногим больше метра от уровня земли. Делать это надо, когда в домике уже есть птен­цы. Опускайте скворечник не сразу, а постепен­но, каждый день на полметра или метр. Воробьи привыкают к наблюдателю и не боятся его, даже когда он оказывается вблизи скворечника.

При наблюдении за птицами необходимы внимание, настойчивость и выдержка. Бывает, что в холод, жару и дождь приходится лежать неподвижно час или два, не шевелясь даже при укусах комаров. Наблюдения дают наи­более ценный материал, если они ведутся с утра до вечера, т. е. в течение всего птичьего «рабочего дня». Для этого организуйте посмен­ное дежурство по крайней мере двух юннатов.

За два-три дня до вылета птенцов из гнезда закольцуйте их. На правую ножку каждого птенчика надевается алюминиевое колечко с номером и надписью: MOSKWA (см. ст. «Коль­цевание птиц»).

С 1958 г. в нашей стране учащиеся начали проводить не только весенний, но и осенний День птиц — праздник встречи зимующих пер­натых: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей и др. Главная задача этого праздника — нала­дить зимнюю подкормку полезных птичек, и прежде всего синиц. Готовиться к встрече зим­них птиц начинайте заранее, еще с августа: ведь для подкормки нужно запасти корм. Один из лучших кормов — семена арбуза; синицы их охотно раздалбливают и выедают через ды­рочку. Но воробьи с ними не могут справиться.

День встречи зимующих птиц проводится в средней полосе РСФСР в один из выходных дней середины ноября.

С наступлением холодов устраивайте кор­мушки и регулярно насыпайте в них корм: коноплю, семена подсолнечника, арбуза, тык­вы, а для синиц — также сало и мясо любых животных. Синицы очень охотно едят куриные или кроличьи потроха, в первую очередь тща­тельно собирая с них сало. Для зерновых кор­мов удобна самоподсыпающаяся кормушка. Корм в нее засыпают раз в неделю или даже реже. Передняя стенка у такой кормушки дви­гается в пропиленных пилой пазах. Ее выдвигают так, чтобы через щель зерно высыпалось понемногу на полку — дно кормушки, откуда его берут птицы. Если птиц не пугать, они быстро привыкают к человеку и позволяют смотреть на себя с расстояния в 3—4 м.

Интересна застекленная кормушка, которую можно повесить у самого окна снаружи. Птицы не увидят наблюдателя, так как он в темной комнате за стеклом, а они на свету. Чем ближе птицы, тем больше интересного замечаешь в их поведении. Попробуйте описать повадки раз­личных видов птиц, прилетающих к кормушке. Синица, например, таскает из нее по зернышку и на ветке ближайшего дерева долбит семечко, зажав лапками, а снегирь легко разгрызает крупное семя подсолнечника своим могучим клювом.

Фенологические наблюдения внимательного юнната могут иметь научное значение. Поэтому школе, кружку юннатов и отдельным школь­никам следует установить связь с фенологи­ческой комиссией Всесоюзного географического общества. Эта комиссия высылает по требо­ванию инструкции для наблюдений, бланки и другие материалы. Адрес комиссии: Ленин­град, пер. Гривцова, д. 8; Москва, К-9, почто­вый ящик 1245.

Тщательно заполненные карточки наблюде­ний за гнездом посылайте по адресу: Москва, В-234, МГУ, биолого-почвенный факультет, кафедра зоологии позвоночных. Сведения, при­сланные юннатами, будут использованы при изучении биологии птиц.

ПОИСК
Block title
09:16
РАЗНОЕ