.
Меню сайта
|
ТормозаТормозаПредставьте себе, что произошло бы на улицах, если бы автомобили, троллейбусы и трамваи не имели бы тормозов! Не менее важны тормоза и для различных грузоподъемных и технологических машин. Если в подшипниках трение было нашим врагом, с которым мы боролись всеми доступными нам способами, то в тормозах, наоборот, трение становится нашим помощником. Оно помогает нам замедлять скорость машины, удерживать ее от самопроизвольного движения. Наибольшее распространение получили тормоза колодочного типа. На вращающемся валу машины находится стальной барабан. К нему при торможении снаружи или изнутри прижимаются колодки. Они сделаны из чугуна или другого материала, который в паре со сталью барабана имеет высокий коэффициент трения. Обычно колодки прижимаются к барабану с помощью рычагов усилием человека, электромагнитным устройством или сжатым воздухом. В некоторых машинах тормозные колодки постоянно прижаты к барабану весом груза, подвешенного на рычаге, и отжимаются при помощи электромагнита только на время работы механизма. Такие тормоза называются грузовыми и применяются, например, в механизмах подъемных кранов для предотвращения самопроизвольного опускания подвешенного на крюке груза. Часто можно встретить в машинах ленточные тормоза. У них вместо колодок к барабану прижимается охватывающая его лента, покрытая специальным усиливающим трение материалом.
В некоторых механизмах для предотвращения самопроизвольного вращения ведомого вала применяют так называемую самотормозящую червячную передачу. Она отличается от обычных червячных передач меньшим углом наклона винтовой линии червяка. Благодаря этому трение, возникающее между зубцами колеса и червяком при передаче движения от колеса к червяку, превышает крутящее усилие и надежно препятствует вращению механизма. А вращение от червяка к колесу передается свободно. В ряде случаев, например в ручной лебедке, применяют храповое устройство. Оно состоит из храпового (зубчатого) колеса и стопорящего приспособления («собачки»). «Собачка» допускает беспрепятственное вращение храпового колеса в одну сторону и надежно стопорит его при попытке повернуть в обратную. На электрифицированном транспорте — на электровозах, в поездах метро, в троллейбусах, помимо механического торможения, применяют еще и электрическое. Установленные на этих машинах электрические двигатели могут работать и в качестве электрических генераторов. Когда машинисту необходимо замедлить движение состава, он переводит двигатели в генераторный режим. Раньше электрический ток двигал состав, а теперь, наоборот, движущийся по инерции состав приводит в движение ставшие генераторами двигатели и вырабатывает электрический ток. На это затрачивается энергия движения, и состав замедляет ход. |
ПОИСК
Block title
|