. Тормоза
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Тормоза

Тормоза

Представьте себе, что произошло бы на улицах, если бы автомобили, троллейбусы и трамваи не имели бы тормозов! Не менее важны тормоза и для различных грузоподъемных и технологических машин.

Если в подшипниках трение было нашим врагом, с которым мы боролись всеми доступ­ными нам способами, то в тормозах, наоборот, трение становится нашим помощником. Оно помогает нам замедлять скорость машины, удер­живать ее от самопроизвольного движения.

Наибольшее распространение получили тормоза колодочного типа. На вращающемся валу машины находится сталь­ной барабан. К нему при торможении снаружи или изнутри прижимаются колодки. Они сделаны из чугуна или другого мате­риала, который в паре со сталью барабана имеет высокий коэффициент трения. Обычно колодки прижимаются к барабану с помощью рычагов усилием человека, электромагнитным устрой­ством или сжатым воздухом.

В некоторых машинах тормозные колодки постоянно прижаты к барабану весом груза, подвешенного на рычаге, и отжимаются при помощи электромагнита только на время ра­боты механизма. Такие тормоза называются грузовыми и применяются, например, в механизмах подъемных кранов для предотвра­щения самопроизвольного опускания подвешен­ного на крюке груза.

Часто можно встретить в машинах лен­точные тормоза. У них вместо колодок к барабану прижимается охватывающая его лента, покрытая специальным усиливающим трение материалом.

В некоторых механизмах для предотвраще­ния самопроизвольного вращения ведомого вала применяют так называемую самотормо­зящую червячную передачу. Она отличается от обычных червячных передач мень­шим углом наклона винтовой линии червяка. Благодаря этому трение, возникающее между зубцами колеса и червяком при передаче дви­жения от колеса к червяку, превышает крутящее усилие и надежно препятствует вращению ме­ханизма. А вращение от червяка к колесу пере­дается свободно. В ряде случаев, например в ручной лебедке, применяют храповое устройство. Оно состоит из храпового (зубчатого) колеса и стопорящего приспособления («собачки»). «Со­бачка» допускает беспрепятственное вращение храпового колеса в одну сторону и надежно сто­порит его при попытке повернуть в обратную.

На электрифицированном транспорте — на электровозах, в поездах метро, в троллейбу­сах, помимо механического торможения, при­меняют еще и электрическое. Установленные на этих машинах электрические двигатели могут работать и в качестве электрических генерато­ров. Когда машинисту необходимо замедлить движение состава, он переводит двигатели в ге­нераторный режим. Раньше электрический ток двигал состав, а теперь, наоборот, движущийся по инерции состав приводит в движение став­шие генераторами двигатели и вырабатывает электрический ток. На это затрачивается энер­гия движения, и состав замедляет ход.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ