.
Меню сайта
|
Устройства управленияУстройства управленияКак мы уже установили, основные рабочие операции машина выполняет сама, а человеку остается только управлять ею. Для этого каждая машина имеет различные рукоятки, штурвалы, рычаги, педали и кнопки, при помощи которых человек включает двигатели, направляет режущий инструмент и т. д. Увеличение габаритов и мощности машин, повышение скорости их движения и работы привели к тому, что физических возможностей человека стало недостаточно, чтобы управлять современными сложными машинами. На помощь человеку пришли созданные им специальные системы управления — гидравлическая (масло под давлением), пневматическая (сжатый воздух) и электрическая. Такие системы называются сервоприводами. За примерами нам далеко ходить не придется. Водитель «Москвича», нажимая педаль тормозов, передает усилие через тормозную жидкость на колодки тормозов и останавливает машину. Усилия шофера тем более недостаточно, чтобы остановить тяжелый, 25-тонный самосвал, а тем более 65-тонный. Педаль в самосвале та же, что и на «Москвиче», но, нажимая ее, шофер только открывает клапан, а останавливает машину сжатый воздух, который поступает в тормозные цилиндры. Моторист легкого катера усилием своих рук, поворачивая штурвал, свободно разворачивает катер в любом направлении. А управлять рулями большого корабля помогают мощные электрические машины. Лопатки направляющего аппарата турбин Братской ГЭС имеют высоту более трех метров, весят несколько тонн и прижимаются друг к другу гигантским давлением воды. Попробуй, поверни их! Но машинисту и не надо этого делать самому. Ему помогает масляная система регулирования турбины. Многие сложные машины имеют комбинированные системы управления. Например, вы нажали кнопку, и электрический ток открыл электромагнитный клапан на маслопроводе. Масло поступило в сервомотор, и он повернул тяжелые лопасти турбины. Эти системы управления не только умножили силы человека, но сделали его как бы «многоруким». Они позволили одному человеку управлять сразу несколькими машинами и механизмами. Спуститесь в метрополитен. К платформе подходит поезд. Одним поворотом рукоятки при помощи сжатого воздуха машинист открывает и закрывает все двери вагонов. Конечно, осуществить такое управление при помощи простых рычагов и троса было бы невозможно. Машины становятся все более производительными, скорость их работы увеличивается, и человек уже «не успевает» следить за ними и управлять их работой. Появляются устройства, которые управляют машинами без участия человека. В этом — будущее машиностроения (см. статьи раздела «Автоматика»). |
ПОИСК
Block title
|