Сколько стоит машина
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Сколько стоит машина

На велосипедах ездят сотни миллионов лю­дей. Часто можно видеть, как рабочий едет на велосипеде на завод, домашняя хозяйка — за покупками, колхозник — в поле. Современный велосипед для всех — привычная вещь. А вот другой велосипед. Он хранится в одном из ле­нинградских музеев. У него тяжелая кованая рама, а колеса — как у телеги: с толстыми спи­цами и грубыми стальными ободьями. Педали сидят прямо на оси переднего колеса, как у дет­ского трехколесного велосипеда. Музейный ве­лосипед весит вдвое больше нынешнего, а ездить на нем очень тяжело и неудобно. На неровной дороге эту машину так трясет, что в свое время она получила нелестное прозвище «костотряс». Но даже и такой он был очень дорогим, и на нем изволил кататься наследник престола Рос­сийской империи, будущий царь Александр III. Велосипед был выписан из-за границы специаль­но для него.

Дорогой велосипед был царской забавой. Де­шевый, он стал доступен всем. Совершенно ясно, что цена его для нас не безразлична. А це­на других машин? Их на свете великое множе­ство, но только очень немногие из них мы с вами покупаем для себя. Так не все ли нам равно, сколько стоят эти машины, которых мы никогда не купим?

Нет, не все равно! Оказывается, что цена каждой машины имеет значение и для нас. Мы не покупаем машин, которые работают на заводах. Но мы покупаем, например, гвозди. И стоят эти гвозди очень дешево. За гривенник продавец отвешивает целую горсть. А ведь еще сто пятьдесят лет назад за горсть гвоздей мож­но было получить барана.

Почему гвозди были такими дорогими? И по­чему они стали такими дешевыми?

Дорогими они были потому, что их делали вручную. Мастер-гвоздарь накалял на горне железо, рубил его на кусочки и из каждого кусочка выковывал гвоздь. Это была очень тяжелая и кропотливая работа. А дешевыми гвозди стали, когда для их изготовления при­думали специальную машину. Она разматы­вает моток толстой стальной проволоки, от­рубает кусок, делает на одном конце шляпку, на другом — острие. Готово! Гвоздь летит в ящик, за ним — второй, третий, десятый, со­тый — глазом не уследишь! И чем дешевле ма­шины на гвоздильных заводах, тем дешевле об­ходятся гвозди.

Дешевые машины — это дешевое мыло и спички, ткани и обувь, мебель и посуда, книги, коньки, радиоприемники и все другие вещи, которые делают на заводах и фабриках. Нужно, чтобы и в сельском хозяйстве тоже работало как можно больше машин и чтобы они были деше­выми. Дешевые сельскохозяйственные машины — это дешевый хлеб, дешевые овощи, картофель, хлопок, сахарная свекла.

До сих пор мы все время говорили: чем де­шевле машина, тем дешевле обходится то, что она делает. Но действительно ли это так и по­чему именно? Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся к нашему примеру — к изготовле­нию гвоздей. Сколько они должны стоить за­воду? Плановый отдел завода составляет расчет стоимости тонны гвоздей. Выглядит этот расчет примерно так:

1. Сырье — стальная проволока...………….....14 руб.

2. Смазка для машин и другие материалы …... 1 «

3. Топливо.............……………………………....2 «

4. Электроэнергия............………………………5 «

5. Заработная плата рабочих и служащих ….. 12 «

6. Амортизационные начисления....………….16 «

Итого за тонну..………………………………..50 руб.

Все ли вам понятно в этом расчете? Вот, например, сырье. Ясно, что раз проволока из­расходована на изготовление гвоздей, то в стои­мость гвоздей должна войти и стоимость проволо­ки. То же самое со смазкой, топливом, электро­энергией. Рабочим и служащим, конечно, тоже надо платить. Ведь это их труд превратил про­волоку в гвозди. Но вот что такое амортиза­ционные начисления? Что это за 16 руб., от­куда они берутся?

Оказывается, именно в них «сидит» цена машины. За счет амортизационных начисле­ний погашают износ машин. Ведь машина, которая делает гвозди, постепенно изнаши­вается. Допустим для примера, что за свою жизнь она может сделать тысячу тонн гвоз­дей. А стоит машина 2 тыс. руб. Значит, каждая тонна гвоздей уносит с собой частицу жизни сде­лавшей ее машины, и стоит эта частица 2 руб.

Есть на заводе и другие машины (в первую очередь энергетические и подъемно-транспорт­ные), и их стоимость таким же образом посте­пенно переходит в стоимость гвоздей. В амор­тизационные начисления входит погашение стои­мости здания завода и проведенных к нему во­допроводных труб, электрических кабелей, те­лефонных проводов и подъездных дорог, пога­шение стоимости ограды, подсобных строений и всякого другого заводского имущества.

Итак, чем машина дешевле, тем дешевле об­ходится сделанная ею вещь. А от чего зависит стоимость самих машин? Ответить на этот важ­ный вопрос будет теперь не очень сложно. Рас­чет стоимости машины выглядит примерно так же, как уже знакомый нам расчет стоимости тонны гвоздей. Только цифры здесь будут круп­нее: ведь машина обходится дороже, чем гвоз­ди. Вот, например, расчет стоимости трактора:

1. Сырье, полуфабрикаты, готовые детали . . 650 руб.

2. Смазка для станков и другие материалы …. . 2 «

3. Топливо............……………………………….....5 «

4. Электроэнергия.........……………………….....25 «

5. Заработная плата рабочих и служащих . . 450 «

6. Расходы на администрацию и управление … 25 «

7. Амортизационные начисления...…………....843 «

Итого за один трактор ..…………………….. 2000 руб.

Мы хотим, чтобы трактор был дешевле. По­смотрим же, на чем здесь можно сэкономить.

Пункт первый — сырье, полуфабрикаты, го­товые детали. Сталь и чугун, алюминий и медь, свинец и пластмассы, подшипники, фары, свечи, провода, пружины для сиденья и многое дру­гое — все это нужно расходовать на каждый трактор как можно экономнее. Кроме того, боль­шое значение имеет цена материалов: чем дешев­ле чугун и алюминий, тем дешевле трактор.

То же самое можно сказать о второй, третьей и четвертой статьях расчета. Дешевая нефть, из которой делаются смазочные масла, дешевые уголь и электроэнергия — все это снизит цену на трактор и в конце концов на нужные нам продукты.

Такой же результат дает и экономия рас­ходования смазки, топлива, электроэнергии.

Пункт пятый — заработная плата рабочих и служащих. Денег уходит немало. Но как их сэкономить? Может быть, снизить зарплату: платить рабочему не 100 руб. в месяц, а 50? Капиталист обязательно постарался бы сделать именно так. Для нас этот способ, конечно, никак не годится. Ведь главная цель нашей экономи­ки — наиболее полно удовлетворять растущие материальные и культурные потребности тру­дящихся, в том числе тех рабочих, которые де­лают тракторы.

Но есть другой путь экономии. Зарплата может оставаться прежней, зато завод увеличит выпуск тракторов. Скажем, раньше он выпускал в месяц 10 тыс. этих машин, а станет выпускать 15 тыс. Тогда та же самая зарплата того же числа рабочих разложится на большее количе­ство тракторов. Каждый рабочий и служащий получит столько же, сколько и раньше, но на каждый трактор придется не 450 руб. зарплаты, а только 300 руб. Вот этот путь нам подходит. Но только каким образом увеличить выпуск тракторов?

Наше производство растет и совершенствует­ся на основе новейшей техники. Мы заменяем устаревшие машины новыми, более производи­тельными. Вместо десяти станков, на которых работали десять рабочих, мы ставим одну авто­матическую станочную линию, обслуживае­мую одним рабочим. Деталей делается больше, а зарплаты расходуется меньше. Освободившие­ся же рабочие руки будут использованы в дру­гих местах.

Каждое новое приспособление, придуманное инженерами или самими рабочими, должно сни­жать расход заработной платы на один трактор. Но — не удивляйтесь! — не всякое усовершенствование может оказаться выгодным для про­изводства, рентабельным.А то можно, например, придумать быстродействующую автоматическую машину, которая делала бы трубы для океан­ских судов. Каждые пять минут — готовая труба! Хорошо? Да нет, не очень. Ведь океанских судов различных типов строят не так уж много. Скажем, одно судно в неделю, а то и в две. Вот и получится, что машина будет включаться только на пять минут в неделю. А стоит такая машина очень дорого. И раз труб выпускается мало, придется в стоимость каждой трубы вклю­чать большую сумму амортизационных начисле­ний, чтобы погасить стоимость дорогой машины.

Статья шестая — расходы на администрацию и управление. В расчете стоимости гвоздей мы этой статьи не выделяли, она была «спрятана» в заработной плате. В действительности же эта статья особая, и на ней тоже можно кое-что сэкономить. Можно сократить штаты заводо­управления. Можно и здесь механизировать не­которые виды труда. Вот хотя бы расчеты. Де­сятки бухгалтеров считают целыми днями, чтобы определить, сколько заработал каждый рабочий. А электронно-счетная машина сделает это за несколько часов, причем машиной управляет один специалист.

Но, конечно, такую машину можно вне­дрять тоже только там, где для нее много работы. Иначе деньги, затраченные на ее по­купку и установку, не окупятся. Есть еще одна возможность экономии по этой статье. Если даже сумма расходов на администрацию и управление останется прежней, но выпуск трак­торов увеличится, то и в этом случае на каждый трактор расходов придется меньше.Теперь, наконец, мы с вами добрались до седьмой статьи — амортизационных начисле­ний. Что это такое — мы уже знаем. Аморти­зационные начисления — это возмещение стои­мости износившихся зданий и сооружений, из­носившихся машин. Каких машин? Тех, ко­торые делают тракторы. Это станки и прессы, конвейеры и станочные линии, электропечи и подъемные краны. Чем эти машины будут дешев­ле, чем они будут производительнее, тем дешевле обойдется изготовление трактора. Значит, чтобы получить дешевые машины, нужно иметь дешевые машины. Это звучит странно, но это так. И для этого нам нужно в первую очередь развивать машиностроение. Чем боль­ше у нас будет машин, которые делают машины, чем они будут производительнее и дешевле, тем больше продукции выпустит наша промышленность и тем лучше и дешевле будет эта продукция.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017