.
Меню сайта
|
На жидком топливеНа жидком топливеДвигатель внутреннего сгорания появился почти через 100 лет после паровой машины. И хотя он чем-то на нее похож, работает гораздо лучше — быстрее, экономичнее, с более высоким к. п. д.— 35 и даже 39%. При одной и той же мощности двигатель внутреннего сгорания почти втрое легче паровой машины.
У этого двигателя тоже есть цилиндр и поршень. Только в цилиндр впускают не пар, а горючую смесь — воздух и топливо (бензин, керосин, соляровое масло, нефть). Порция топлива сгорает между головкой цилиндра и днищем поршня — в камере сгорания. Сгорая, бензин, керосин или нефть превращаются в газ, который занимает примерно в 800 раз больший объем. Потому в камере очень резко повышается давление. Под давлением газа поршень быстро отходит назад. Это рабочий ход: отходя, поршень через шатун заставляет вращаться коленчатый вал. Потом, вращаясь уже по инерции (вспомните маховик!), коленчатый вал возвращает поршень к головке цилиндра. Во время этого хода открыт выпускной клапан, и через него поршень выталкивает отработавшие газы. Следующий свой ход — назад — поршень тоже делает по инерции коленчатого вала с маховиком. В это время открыт уже впускной клапан. Работая как насос, поршень всасывает через этот клапан следующую порцию смеси. Наконец, поршень опять движется вперед с помощью маховика. На этот раз клапаны закрыты — происходит сжатие смеси в цилиндре перед воспламенением. Сжатие необходимо, чтобы рабочий ход был как можно сильнее.
Теперь топливо снова воспламеняется, повторяется рабочий ход, а дальше — все, как раньше. Рабочий ход — выпуск — наполнение — сжатие; рабочий ход — выпуск — наполнение — сжатие; четыре хода поршня, четыре такта в работе двигателя. Поэтому двигатель, который мы сейчас описали, называется четырехтактным. Есть множество разных типов четырехтактных двигателей. На легковых автомобилях и не реактивных самолетах чаще всего работают карбюраторные двигатели: в них жидкое топливо (обычно бензин) распыляется воздушной струей в особом приборе — карбюраторе — и в виде смеси паров топлива с воздухом входит в цилиндр. После сжатия эта смесь воспламеняется электрической искрой от свечи. Тракторы, танки, мощные грузовики, как правило, имеют другие двигатели — дизельные. В этих двигателях поршень засасывает через клапан чистый воздух. Клапан закрывается, происходит сильное сжатие. В карбюраторных двигателях поршень сжимает смесь топлива с воздухом в 6—8 раз, а воздух в цилиндре дизеля нужно сжать раз в 15—20, тогда он сразу разогреется до 800°. Если в такой сжатый горячий воздух впрыснуть через форсунку порцию жидкого дизельного топлива (солярового масла, газойля), то от высокой температуры топливо воспламенится. На мотоциклах, мотороллерах, кораблях-теплоходах и некоторых тяжелых грузовиках можно увидеть двигатели внутреннего сгорания, работающие не в четыре такта, а в два. Эти двухтактные двигатели действуют вот как.
Первый такт. Топливо сжигается в камере сгорания, воспламенившись от электрической искры (в мотоциклетных моторах) или от температуры сжатого воздуха (в тяжелых судовых двигателях). Поршень под давлением газов движется назад. Это рабочий ход. В стенках цилиндра вырезаны окна, которые закрыты телом поршня, когда он в переднем положении. Но, отходя назад, поршень постепенно открывает эти окна. Через одно из них происходит выпуск отработавших газов; через другое насос подаст либо смесь топлива с воздухом из карбюратора, либо чистый воздух, если это дизель. Второй такт. Поршень по инерции коленчатого вала с маховиком идет вперед. Он закрывает собой выпускные и продувочные окна (их обычно бывает по нескольку) и сжимает свежую смесь или воздух в цилиндре. В переднем положении поршня электрическая свеча дает искру либо форсунка впрыскивает топливо. И все начинается сначала. Советские двухтактные дизельные двигатели моторного завода в Ярославле работают так надежно и равномерно, что их ставят и на тяжелые грузовики. Двухтактные двигатели, казалось бы, выгоднее четырехтактных, потому что на каждый рабочий ход у них приходится не три холостых, а всего один. Однако из-за потерь энергии при продувке, из-за неполноты рабочего хода и по некоторым другим причинам двухтактные двигатели в целом уступают четырехтактным. |
ПОИСК
Block title
|