. Комплексная автоматизация
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Комплексная автоматизация

Комплексная автоматизация

Простые детали — болты, винты, гайки и другие изделия — успешно делает один ста­нок-автомат. Если же деталь сложна, если для ее изготовления необходимы токарные, свер­лильные, фрезерные, шлифовальные работы, то станки выстраивают в ряд, создают авто­матическую поточную линию. Каждый станок, выполнив свою операцию, передает деталь соседнему станку, и так до тех пор, пока деталь не будет готова полностью. Руководят линией, контролируют работу всех ее элементов с пульта управления.

Первая автоматическая линия в нашей стра­не была пущена в 1939—1940 гг.

На Волгоградском тракторном заводе рабо­тали автоматические гидравлические станки, изготовляющие пальцы гусеницы. Рабочий Иван Иночкин, использовав цепную передачу, заставил детали перекатываться от станка к станку.

Эта автоматическая линия состояла из пяти станков и выполняла всего лишь десять опе­раций. Современные автоматические линии, изготовляющие сложные детали, производят сотни операций. Такой деталью является, на­пример, блок автомобильного двигателя. Во­семь десятков станков требуется для ее изго­товления!

На поточных линиях автоматизируются не только основные производственные операции, но и вспомогательные — от транспортировок до упаковки готовой продукции. Это значит, что осуществляется комплексная автоматиза­ция — высшая, наиболее целесообразная форма автоматизации.

В нашей стране число автоматических поточ­ных линий; растет из года в год. Наиболее перспективны при выпуске штучных изделий линии, получившие название роторных. В роторном автомате деталь и инструмент для ее обработки располагаются на барабане (ро­торе) и вращаются вместе с ним. Как же про­исходит обработка детали, если их взаимное расположение не меняется?

Как только деталь оказывается закреплен­ной в роторе, инструменты, «нацеленные» на нее, уже готовы действовать. Поворачивается ротор вокруг своей оси — инструменты полу­чают воздействие от специальных ползунков и начинают обработку детали. Совершил ротор почти полный оборот — производственная опе­рация завершена. Специальные захваты, смон­тированные на соседнем, так называемом транс­портном роторе, принимают деталь и передают ее другому рабочему ротору — для производ­ства следующей операции. Так деталь перехо­дит от одного вращающегося барабана к дру­гому, пока ротор, стоящий в конце линии, не выдаст готовое изделие.

Общеизвестно значение пластмассовых изде­лий в технике. Роторные линии оказались исключительно выгодными для их прессования. Вот одна из них.

...Из бункера пресс-порошок поступает на первый ротор линии и делится на равные пор­ции, потом он ссыпается в специальные гнезда, где под давлением в 500—700 атм спрессовы­вается в таблетки стандартного веса. Транс­портный ротор подает их в ротор предваритель­ного подогрева. Здесь токи высокой частоты разогревают таблетки до 120—140°, после чего специальные толкатели подают их в матрицы ротора прессования. Когда таблетка оказывает­ся в гнезде прессовочной формы, опускается пу­ансон, и при давлении в 250 атм таблетка при­нимает форму будущего изделия. Когда пластмасса затвердеет, изделие из формы переходит на ротор механической обработки, где с него снимают заусеницы. Дальше — на конвейер проверки качества и упаковки.

На роторной линии, о которой мы расска­зываем, можно одновременно изготовлять че­тыре разных изделия, причем линия легко перестраивается на выпуск изделий другой формы и веса. В год такая линия производит до 17 млн. изделий. Ее производительность в 10 раз больше, чем у гидравлических прессов, применявшихся ранее для прессования пласт­массовых изделий. Вся роторная линия, состоя­щая из пяти рабочих роторов, занимает пло­щадь в 3 раза меньшую, чем шесть-семь 50-тон­ных гидравлических прессов той же произво­дительности. Она высвободила восемнадцать прессовщиц. Автоматические линии — важное средство комплексной автоматизации целых предприятий.

Первым полностью автоматизировали в на­шей стране завод, выпускающий поршни для автомобильных моторов. Он состоит из четырех основных производственных участков: плавиль­ного, где плавится алюминий и разливается в металлические формы — кокили; термического, где поршни проходят термическую обработку; участка механической обработки, состоящего из цепи токарных, сверлильных, фрезерных и шлифовальных станков, и участка автомати­ческой сортировки и упаковки.

Диспетчерский пункт завода, оборудован­ный различными средствами сигнализации, контроля, учета и управления, позволяет сле­дить за всем производством из одного места. Завод выпускает 3000—3500 изделий в смену, а работают на нем всего пять операторов.

Этот завод появился давно, он сравнительно невелик. Сейчас среди полностью автоматизированных предприятий имеются и бетонные заводы, и гидроэлектростанции, и хлебозаводы, и заводы по изготовлению искусственного шел­ка. Комплексная автоматизация позволит быст­рее выполнить большие задачи, связанные с развитием химической промышленности нашей страны.

Побываем на Лисичанском химическом ком­бинате. Он состоит из нескольких крупных заводов, производящих аммиак, минеральные удобрения, капролактам, уксусную кислоту и т. д. Здесь внедряется комплексная автомати­зация. Вместо людей работают пневматические, электрические и электронные автоматы. Успеш­но применяются и вычислительные машины. Они анализируют поступающую из цехов ин­формацию, «подсказывают» оператору, как ве­сти производственный процесс.

Предприятий такого типа с каждым годом становится все больше и больше.

Важно отметить следующее: комплексная автоматизация позволяет совершенствовать технологические процессы. Например, работы по автоматизации разливки и прокатки стали привели к созданию установок для непрерыв­ной разливки стали. Выплавленную сталь вы­ливают не в изложницы, как это делалось раньше, а в тонкостенную трубку — кристал­лизатор.

Остывая, металл попадает прямо в валки прокатного стана. Новое оборудование зани­мает меньше места и обслуживается меньшим числом рабочих.

Задачи, которые решает комплексная авто­матизация в нашей стране, состоят в том, чтобы при уменьшении продолжительности рабочего дня максимально увеличить производитель­ность труда, сделать труд каждого интересным, творческим.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ