.
Меню сайта
|
Открытое небо над головой горнякаОткрытое небо над головой горнякаЕсть и другой способ вывести горняка из-под земли — открытые разработки. И если в 1958 г. в СССР этим способом добывали менее половины железной руды, то в 1965 г.— больше двух третей. То же самое относится к медной, свинцовой, никелевой и многим другим рудам. Все шире развивается открытая добыча каменного, а особенно бурого угля, фосфоритов, серы и других полезных ископаемых. И нередко там, где вчера еще стали бы строить шахту, сегодня строят карьер. А это значит — полная безопасность и чистый воздух для шахтеров, применение в производстве самых могучих машин и самые дешевые руда и уголь.
Но дешевыми они будут, только если вопрос о том, что строить на новом месторождении шахту или карьер, решен правильно. А для этого сперва надо подсчитать, сколько пустой, бесполезной земли нужно вынуть из недр, чтобы добыть один кубометр полезного ископаемого. Если два-три кубометра, то дело ясное: нужно строить карьер. Если 30—40 кубометров, то заведомо придется строить шахту. А вот если больше, чем два-три, и меньше, чем тридцать— сорок, то тут уж требуется точный расчет, окупит ли добытая в карьере руда расходы на пустую породу. С каждым годом советские машиностроители выпускают все более могучую технику, которая делает все более дешевым строительство карьеров. И потому с каждым годом увеличивается число кубометров пустой породы, приходящееся на кубометр руды, при котором выгодней строить карьер, чем шахту. Рост техники помогает карьерам отвоевывать у шахт все новые и новые месторождения. Но бывает и так, что на кубометр руды приходится всего два кубометра грунта, а карьер все-таки строить невыгодно. Так получается в том случае, когда богатый пласт полезного ископаемого залегает слишком глубоко, и, прежде чем удалось бы добраться до него, пришлось бы десятки лет строить карьер. Тут уж надо строить шахту. Для строительства современного карьера, такого, например, как Лебединский на Курской магнитной аномалии, нужны самые высокопроизводительные землеройные машины, самый высокопроизводительный транспорт. Ведь чтобы добраться до рудной залежи не узким колодцем шахтного ствола, а широченным кратером карьера, нужно снять всю «крышку сундука», в который природа спрятала свое сокровище. А эта «крышка» на том же Лебединском месторождении КМА весила 32 млн. m! Лебединский карьер помогли строить... корабли. Правда, не обычные корабли, а плавучие земснаряды. Сначала в «крышке сундука» над залежью прекрасной железной руды экскаваторы выкопали большую яму — котлован. Когда котлован заполнили грунтовой водой (а подземной воды на КМА — целое море), туда спустили собранные прямо в степи земснаряды. Плавучий земснаряд — это небольшой корабль с ажурной стрелой, как у подъемного крана. К стреле прикреплена тупоносая стальная фреза. Когда стрела опускается, фреза упирается в дно котлована и, вращаясь, разрушает это дно. Куски разрушенной породы вместе с водой затягиваются в воронку землесоса и мощными насосами по трубам выносятся из котлована далеко в степь. Три плавучих земснаряда помогли быстро снять «крышку» с Лебединского клада, или, как говорят горняки, «вскрыть месторождение». Но, как правило, карьеры строят с помощью экскаваторов и автомобилей-самосвалов или электровозов с самоопрокидывающимися вагонами—думпкарами. Экскаваторы постепенно срывают породу над залежью, а самосвалы или электровозы с думпкарами отвозят ее в сторону от будущего карьера и сбрасывают в отвал. Если «крышка» состоит не из песка или глины, а из твердых пород, например крепкого известняка, то камень сначала взрывают. |
ПОИСК
Block title
|