. Меньше людей, больше машин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Меньше людей, больше машин

Меньше людей, больше машин

Но вот карьер построен. Сейчас он напоми­нает гигантский стадион: огромные уступы суживающейся лестницей спускаются к его дну. Теперь можно приступить к добыче полезного ископаемого.

Посмотрим, как идет работа на одном из новых криворожских карьеров — на Южном горно-обогатительном комбинате. Кстати, в Криворожском бассейне, где добывается чуть ли не половина всей железной руды в нашей стране, десять лет назад не было ни одного большого карьера. Почти всю руду добывали в рудниках. Сейчас здесь уже построено пять огромных карьеров и строятся еще два.

В 1965 г. на криворожских карьерах стали добывать столько же руды, сколько ее дают все подземные рудники этого бассейна, сущест­вующего уже почти столетие.

Если подойти к краю карьера и заглянуть вниз, то огромный кратер покажется совершен­но безлюдным. Здесь действительно очень мало людей — значительно меньше, чем в руднике, хо­тя карьер дает руды много больше, чем самый большой рудник.

Люди управляют здесь гораздо более крупными и мощными машинами. Перфоратор, которым бурильщик под землей сверлит скважину, можно легко перенести из одного забоя в другой. А вот то, чем бурят скважину на Кри­ворожском карьере, на плече не унесешь. Буровой станок СБО весит 35 т. С за­вода его привезли на железнодорожной плат­форме, а по карьеру он передвигается на гусе­ницах, как танк. Над гусеницами возвышает­ся кабина и высокая ажурная мачта станка. СБО — это значит «станок буровой огнеструйный».

Вот машинист СБО по показаниям приборов проверяет на пульте давление кислорода, ке­росина и воды и включает станок. Прикреплен­ная к мачте станка реактивная горелка опус­кается к самой земле (точнее, к поверхности кварцитового уступа), из ее сопел с грохотом вырывается раскаленная багровая струя га­зов. Минута — и горелка входит в крепчай­шую скалу, как нож в масло. Грохот превра­щается в еле пробивающийся из-под земли гул. Только по белому пару, клубящемуся над сква­жиной, видно, что станок работает.

На других уступах карьера буровых стан­ков не видно. Они уже сделали там свое дело —пронизали скалу сетью скважин. Потом эти скважины заполнили взрывчаткой, руду взор­вали. Там теперь работают экскаваторы. Огромным ковшом, в котором помещается сразу 10—12 т, экскаватор зачерпывает раз­дробленный кварцит и грузит в вагоны-думп­кары стоящего рядом на железнодорожном пути состава. В каждом думпкаре помещается около 100 т руды. Могучий электровоз — примерно такой же, какие ходят по обычным железным дорогам,— с трудом трогает длинный состав с места.

Конечно, такие думпкары, такие электро­возы, такие экскаваторы не идут ни в какое сравнение с шахтными вагонетками, шахтны­ми электровозами, шахтными погрузочными машинами: они в десятки раз больше и в сотни раз мощнее.

При этом не надо забывать, что четырехкубовый карьерный экскаватор, о котором шла речь, отнюдь не самый крупный из работаю­щих на советских рудниках. Карьеры Соколовско-Сарбайского месторождения в Казахстане вырыты шагающими экскавато­рами с ковшом объемом 14 м3.

А на Уралмашзаводе в Свердловске проекти­руют машины еще более гигантских размеров с ковшами на 50 и 80 м3. Не всякий вагон под­нимет столько руды, сколько поместится в таких ковшах. Гиганты экскаваторы будут ссыпать выкопанный ими грунт прямо в отвал. А для того чтобы порода из отвала не помешала работе карьера, у шагающих экскаваторов имеется стрела длиной 75—100 м. На такое расстояние они могут отнести наполненный грунтом ковш. Стоит только посмотреть на шагающий экска­ватор — и сразу становится понятным, почему карьер намного производительнее шахты. Не­возможно даже представить себе такую махину под землей.

За последние годы все больше карьеров строят без железнодорожных путей. Вместо электровозов и думпкаров там работают авто­машины. В этом есть свои преимущества. Ведь в отличие от завода на карьере (как и на шахте) рабочее место — забой — все время движется. Выкопают руду в одном месте и переходят в дру­гое. Экскаватору или тем более автомобилю передвинуться на новое место — дело недолгое и достаточно простое. А переносить железно­дорожные пути труднее.

Разумеется, для того чтобы работать в паре с карьерными экскаваторами, нужны очень большие автомобили. Чем больше ковш экска­ватора, тем больше должен быть и кузов авто­мобиля, иначе экскаватор не сможет набирать полезное ископаемое полными ковшами. Сей­час на карьерах вместе с четырехкубовыми экскаваторами Уралмашзавода работают само­свалы-гиганты. В их стальные кузова можно нагружать по 25—27 т. Белорусский автомо­бильный завод, который специализировался на выпуске таких автомобилей, уже делает со­рокатонные самосвалы и готовится к выпуску еще более крупных машин.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ