.
Меню сайта
|
Меньше людей, больше машинМеньше людей, больше машинНо вот карьер построен. Сейчас он напоминает гигантский стадион: огромные уступы суживающейся лестницей спускаются к его дну. Теперь можно приступить к добыче полезного ископаемого. Посмотрим, как идет работа на одном из новых криворожских карьеров — на Южном горно-обогатительном комбинате. Кстати, в Криворожском бассейне, где добывается чуть ли не половина всей железной руды в нашей стране, десять лет назад не было ни одного большого карьера. Почти всю руду добывали в рудниках. Сейчас здесь уже построено пять огромных карьеров и строятся еще два. В 1965 г. на криворожских карьерах стали добывать столько же руды, сколько ее дают все подземные рудники этого бассейна, существующего уже почти столетие. Если подойти к краю карьера и заглянуть вниз, то огромный кратер покажется совершенно безлюдным. Здесь действительно очень мало людей — значительно меньше, чем в руднике, хотя карьер дает руды много больше, чем самый большой рудник. Люди управляют здесь гораздо более крупными и мощными машинами. Перфоратор, которым бурильщик под землей сверлит скважину, можно легко перенести из одного забоя в другой. А вот то, чем бурят скважину на Криворожском карьере, на плече не унесешь. Буровой станок СБО весит 35 т. С завода его привезли на железнодорожной платформе, а по карьеру он передвигается на гусеницах, как танк. Над гусеницами возвышается кабина и высокая ажурная мачта станка. СБО — это значит «станок буровой огнеструйный». Вот машинист СБО по показаниям приборов проверяет на пульте давление кислорода, керосина и воды и включает станок. Прикрепленная к мачте станка реактивная горелка опускается к самой земле (точнее, к поверхности кварцитового уступа), из ее сопел с грохотом вырывается раскаленная багровая струя газов. Минута — и горелка входит в крепчайшую скалу, как нож в масло. Грохот превращается в еле пробивающийся из-под земли гул. Только по белому пару, клубящемуся над скважиной, видно, что станок работает. На других уступах карьера буровых станков не видно. Они уже сделали там свое дело —пронизали скалу сетью скважин. Потом эти скважины заполнили взрывчаткой, руду взорвали. Там теперь работают экскаваторы. Огромным ковшом, в котором помещается сразу 10—12 т, экскаватор зачерпывает раздробленный кварцит и грузит в вагоны-думпкары стоящего рядом на железнодорожном пути состава. В каждом думпкаре помещается около 100 т руды. Могучий электровоз — примерно такой же, какие ходят по обычным железным дорогам,— с трудом трогает длинный состав с места. Конечно, такие думпкары, такие электровозы, такие экскаваторы не идут ни в какое сравнение с шахтными вагонетками, шахтными электровозами, шахтными погрузочными машинами: они в десятки раз больше и в сотни раз мощнее. При этом не надо забывать, что четырехкубовый карьерный экскаватор, о котором шла речь, отнюдь не самый крупный из работающих на советских рудниках. Карьеры Соколовско-Сарбайского месторождения в Казахстане вырыты шагающими экскаваторами с ковшом объемом 14 м3. А на Уралмашзаводе в Свердловске проектируют машины еще более гигантских размеров с ковшами на 50 и 80 м3. Не всякий вагон поднимет столько руды, сколько поместится в таких ковшах. Гиганты экскаваторы будут ссыпать выкопанный ими грунт прямо в отвал. А для того чтобы порода из отвала не помешала работе карьера, у шагающих экскаваторов имеется стрела длиной 75—100 м. На такое расстояние они могут отнести наполненный грунтом ковш. Стоит только посмотреть на шагающий экскаватор — и сразу становится понятным, почему карьер намного производительнее шахты. Невозможно даже представить себе такую махину под землей. За последние годы все больше карьеров строят без железнодорожных путей. Вместо электровозов и думпкаров там работают автомашины. В этом есть свои преимущества. Ведь в отличие от завода на карьере (как и на шахте) рабочее место — забой — все время движется. Выкопают руду в одном месте и переходят в другое. Экскаватору или тем более автомобилю передвинуться на новое место — дело недолгое и достаточно простое. А переносить железнодорожные пути труднее. Разумеется, для того чтобы работать в паре с карьерными экскаваторами, нужны очень большие автомобили. Чем больше ковш экскаватора, тем больше должен быть и кузов автомобиля, иначе экскаватор не сможет набирать полезное ископаемое полными ковшами. Сейчас на карьерах вместе с четырехкубовыми экскаваторами Уралмашзавода работают самосвалы-гиганты. В их стальные кузова можно нагружать по 25—27 т. Белорусский автомобильный завод, который специализировался на выпуске таких автомобилей, уже делает сорокатонные самосвалы и готовится к выпуску еще более крупных машин. |
ПОИСК
Block title
|