.
Меню сайта
|
Металл приобретает формуМеталл приобретает формуМы на последнем этапе путешествия по металлургическому заводу. Дальнейший путь блюмов и слябов зависит от назначения стали. На одних заводах прокатные станы производят стальные листы для кузовов автомобилей, на других — трубы для газопроводов, на третьих — рельсы, на четвертых — сортовой прокат, т. е. изделия относительно простых геометрических форм: квадрат, круг, полоса, угол. Чтобы превратить заготовку (блюм или сляб) в полосу или лист, ее пропускают между гладкими валками. Иным способом изготовляют сталь более сложных форм. В нижнем и верхнем валках делают вырезы необходимой формы. Сблизив валки так, чтобы вырез одного точно пришелся над вырезом другого, получают ручей, или, как его называют металлурги, калибр. Если бы сталь была такой же пластичной, как, скажем, воск или глина, дело обстояло бы совсем просто. Достаточно было бы пропустить металл через ручей нужной формы — и задача решена. Но сталь менее пластична. Поэтому металл нужной формы получают постепенно, пропуская его через ряд все более приближающихся к окончательной форме калибров (иногда их количество достигает двадцати). Затем готовый прокат поступает на пилы или ножницы. Его разрезают на куски нужной длины и отправляют на холодильник. Очень мощные и высокопроизводительные станы применяются для прокатки балок и рельсов. На Уралмашзаводе в г. Свердловске построен рельсобалочный стан с автоматической поточной линией для отделки рельсов. Весь процесс протекает без применения тяжелого физического труда. Стан этот состоит из 240 отдельных машин общим весом свыше 15 тыс. т. Удобны и высокопроизводительны станы непрерывного действия. На станах, с которыми мы познакомились раньше, заготовка движется то вперед, то назад. Ее путешествие отнимает больше времени, чем само обжатие. В непрерывном стане клети устанавливаются последовательно одна за другой. Выйдя из одной клети, полоса автоматически попадает во вторую, затем в третью (надо только, чтобы все клети работали с совершенно одинаковой скоростью!). Некоторые станы такого типа способны выпускать более 2 млн. т листов в год. Толщина прокатываемого листа контролируется на ходу. Из специальных станов большое значение имеют трубные. Существуют два способа получения труб. По первому способу в стальной заготовке на специальном стане делают отверстие (прошивают); получается короткая гильза, которую потом раскатывают в длинную трубу. Таким образом получают бесшовные трубы. По другому — стальной лист сворачивают и сваривают (см. ст. «Как сваривают металл»). Очень эффективны и экономичны станы спиральной сварки труб из стальной ленты. Созданы станы прокатки шаров для подшипников и шаровых мельниц. Сконструированы станы для прокатки наиболее распространенных деталей машин, например осей автомобиля «Москвич» и др. Это новое прогрессивное направление прокатного производства, когда на металлургических заводах рождаются готовые детали машин. Скорость прокатки возрастает из года в год. Так, горячие стальные листы катают со скоростью до 50—60 км/час. Холодная прокатка стального листа совершается со скоростью свыше 100 км/час, прокатка проволоки —120 км /час.
|
ПОИСК
Block title
|