. Литейные без земли
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Литейные без земли

Литейные без земли

Кокиль — французское слово, в пере­воде на русский язык означает «раковина». Это толстостенная металлическая форма. К ней прибегают тогда, когда необходимо изготов­лять большое количество одинаковых отливок.

Перед заливкой металла в одну из половин кокиля вставляют стержни. Затем две поло­вины: кокиля соединяют и плотно скрепляют. В собранный таким образом кокиль заливают жидкий металл. Здесь он очень быстро затвер­девает. Через несколько минут после заливки деталь можно уже вынуть. Затем внутреннюю поверхность кокиля продувают сжатым возду­хом, прокрашивают и... снова начинают литье. Таким образом, в один и тот же кокиль можно заливать металл в течение нескольких часов под­ряд и за это время получить сотни и даже ты­сячи отливок.

Этот способ имеет много преимуществ перед литьем в земляные формы. Не нужна формовочная земля, отпадает необходимость во многих машинах: землесмесительных, формовочных, кранах и т. д. Улучшаются условия труда, повышается производительность, а отливки по­лучаются такими точными, что не нуждаются в дальнейшей обработке на станках. Но зато на производство самих кокилей приходится затрачивать много дорогостоящего металла, труда и времени. Однако в конечном счете эти дополнительные затраты оправдываются, ко­кильное литье находит на наших заводах все более широкое применение.

Литье под давлением. Мы уже знаем, что литейные сплавы отличаются раз­ной степенью жидкотекучести. Но оказалось, что если подвергнуть слой жидкого металла усиленному давлению, то металл можно заста­вить течь быстрее. Однако обыкновенные кокили не выдерживают высокого давления и разрушаются. Поэтому для литья под давле­нием изготовляют пресс-формы из спе­циальной стали. (Этот метод литья иногда называют еще пресс-литьем.) Жидкий металл входит в форму не под действием силы тяжести, а как бы впрессовывается в нее под давлением сжатого воздуха или поршня. Металл при этом быстро затвердевает.

Этот способ литья применяется главным образом при отливке деталей из легких и цвет­ных металлов: из цинковых, алюминиевых, магниевых и медных сплавов. Машины для литья под давлением способны выпускать по нескольку тысяч отливок в смену. Таким спо­собом можно получать отливки с очень тонкими стенками.

Литье по выплавляемым моделям. Поиски лучших методов литья привели к еще одному решению: делать модели не из дерева или металла, а из особого легкоплавкого воско­образного вещества. Такую модель покрывают огнеупорной керамической оболочкой и заформовывают в опоку. Горячий металл расплав­ляет воск (парафин, стеарин) и занимает его место.

Впрочем, этот метод не нов. Так в начале прошлого столетия делал отливки знаменитый мастер художественного литья В. П. Екимов. Смысл способа в том, что модель не надо извле­кать из формы, она сама выплавляется. Поэто­му такой способ и называют литьем по выплав­ляемым моделям. Это позволяет получать из чугуна, стали и бронзы очень точные отливки. Кроме того, этот процесс, что очень важно, хорошо поддается автоматизации.

Корковые (оболочковые) формы. Иногда формы делаются не парафиновые или восковые, а из песчано-смоляных смесей (кварцевый песок и небольшое количество по­рошка особой искусственной смолы — пульвер-бакелита). Смола при нагреве до 200—250° пла­вится, обволакивает зерна песка, а затем за­твердевает и скрепляет их между собой. При этом способе также не надо ни опок, ни боль­шого количества формовочной земли, ни метал­ла для кокилей. Правда, отливки получаются не такими точными, как при литье по выплав­ляемым моделям, но гораздо точнее, чем в зем­ляных формах. Этот способ сейчас широко рас­пространяется.

Центробежный способ литья. Он основан на использовании центробежной силы, прижимающей металл к стенкам формы. Давление достигает нескольких атмосфер и поз­воляет получать отливки высокого качества. Этот способ очень эффективен.

В последние годы литейное производство усиленно механизируется и автоматизируется, уже созданы первые автоматические литейные цехи, например цех-автомат, изготовляющий поршни для автомобилей из алюминиевого спла­ва. На всем пути — от поступления в цех бру­сков сплава до упаковки поршней — челове­ческая рука к ним не прикасается. Отливки здесь получают не в земляных формах, а в металлических — кокилях.

Для контроля за качеством отливок в ли­тейных цехах применяют спектральный ана­лиз, гамма-дефектоскопы, ультразвук и др. (см. ст. «Дефектоскопия»).








 

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ