.
Меню сайта
|
Автоматическая сварка под флюсомАвтоматическая сварка под флюсомЛетит мощный самолет — быстроходный, огромный воздушный лайнер. Его фюзеляж, его крылья и хвостовое оперение сварены. Мчится поезд — и электровоз, и вагоны сварные. И рельсы, по которым он мчится, и мосты, по которым он грохочет, сварены. Не обошлось без сварки и при создании судов, и при строительстве жилых домов, электростанций, фабрик и заводов. Прогресс техники, любят говорить сварщики, во многом основан на совершенствовании способов соединения деталей. Долгие годы это умение основывалось на клепке. Прежде чем соединить два металлических листа, их подгоняли друг к другу, пробивали в них отверстия, готовили и разогревали заклепки, вставляли их в отверстия и, наконец, расклепывали молотком или кувалдой. Тяжелый и опасный труд! Чтобы клепаные соединения были прочнее, к ним добавляли всевозможные накладки, тратя на это уйму металла. И все равно в зазоры пробиралась влага, и ржавчина грызла металл. Инженеры мечтали о мощном источнике нагрева, способном быстро расплавлять и сваривать поверхности изделий. Таким источником оказалась вольтова дуга. В 1882 г. инженер Н. Н. Бенардос предложил «способ соединения металлов непосредственным действием электрического тока». Дуга возникала между металлом и угольным электродом. Так появилась электросварка — самый совершенный сейчас способ соединения металлов. Летом 1892 г. на завод близ Перми привезли стальной вал с парохода «Пушкарь». Стопудовый вал сломался пополам. Инженер Н. Г. Славянов сварил обе половины так прочно, что вал проработал еще 60 лет. Славянов усовершенствовал открытие Бенардоса, заменив угольный электрод металлическим, плавящимся . В 1921 —1935 гг. в Советском Союзе все шире внедряется электросварка. Идет подготовка кадров. Первый сварной генератор, сделанный на ленинградском заводе «Электросила» для Днепрогэса, оказался вдвое легче клепаного. Но сторонники клепки не сдаются: сварка экономит металл, это бесспорно, но надо еще добиться, чтобы сварной шов был прочным. Дело в том, что, когда расплавленный шов остывает, из него не успевают выйти пузырьки газа. Такой шов ненадежен, в нем образуются поры и трещины. Ученые создают обмазки и покрывают ими электроды; при горении дуги возникает химическая защита. В состав обмазок вводят вещества, улучшающие механические свойства шва — прочность, пластичность, стойкость к ржавлению. Обмазка помогла советскому ученому К. К. Хренову разработать технологию подводной сварки. Вокруг дуги создается своеобразный газовый пузырь, оттесняющий воду. Сварщики-водолазы могут ремонтировать суда, не вводя их в сухой док, чинить мосты под водой. Но сварка-то остается ручной, как и клепка. Одетый в брезентовый костюм, держа в руке щиток с темными стеклами, сварщик работает в тяжелых условиях, работает медленно и не всегда успешно. Ручной характер сварки не позволяет ей войти в поточную линию, ускорить сборку и монтаж, гарантировать безупречное качество соединений. Автоматизировать сварку решает коллектив Института электросварки Академии наук УССР, которым тогда руководил Е. О. Патон. Появляются первые автоматы. Они сами поддерживают дугу, подают из мотка электродную проволоку и передвигаются вдоль изделия. Вместо обмазки применяется другая защита: в зону сварки насыпается флюс — защитный порошок из силикатов и ферросплавов. Флюс защищает шов от газов воздуха и от быстрого охлаждения, а чем медленнее остывает металл, тем больше из него успевает выйти вредных газов. Шов становится плотным и прочным: в флюс введены легирующие вещества. Прежде три четверти тепла растрачивалось впустую. Окутав дугу, флюс не дает ей терять тепло, металл проплавляется быстрее, и скорость сварки по сравнению с ручной увеличивается в 5—10 раз! Киевляне демонстрируют автомат работникам промышленности. Решено, что новый метод можно использовать на строительстве моста через Днепр. Это было в конце 1940 г. ... За мост удалось приняться только в 1949 г. Через четыре года первому в мире цельносварному мосту было присвоено имя Е. О. Патона. Если бы этот мост строили по старинке, то на миллион заклепок и тысячи накладок ушло бы свыше 3 тыс. т лишнего металла. Но он был цельносварным, какими и должны быть мосты в стране, где открыли электросварку и автоматизировали ее.
|
ПОИСК
Block title
|