. Электрошлаковая сварка
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Электрошлаковая сварка

Электрошлаковая сварка

Наше время ознаменовано постоянным ро­стом тяжелого машиностроения. Мы строим сверхмощные турбины, котлы величиной с де­сятиэтажный дом, прокатные станы длиной в полкилометра. Огромное количество металла идет на каждую такую машину.

Отливка цилиндра крупного пресса весит 350 т. Чтобы ее сделать, надо приготовить сложную модель и мудреную оснастку. Машин­ная формовка здесь не годится — значит, много ручной работы. Заготовку для цилиндра с пе­ременным сечением отлить и проковать не­возможно. Приходится делать цилиндр с са­мым большим сечением, а потом срезать при­пуски.

Часть металла уходит в окалину при ковке, часть — в стружку при механической обработ­ке. Готовый цилиндр весит 100 т. Поте­ряно 250!

Но разве нельзя сделать несколько отливок поменьше и приварить их друг к другу? По­смотрим. Толщина стенки цилиндра 35 см. Прошел над зазором аппарат — в зазоре остал­ся слой металла. Но это не весь шов, это его сотая часть по толщине. Слой надо очистить от шлака и наварить на него еще 99 таких сло­ев. И еще неудобство: трудно варить шов, расположенный вертикально, — стекает металл, осыпается флюс. А у многих конструкций полным-полно таких швов.

Снова Институт электросварки берется за дело и создает новый способ — электро­шлаковую сварку. Расплавленный флюс хорошо проводит ток и выделяет много тепла. Можно подобрать такой флюс, чтобы его электрическое сопротивление было меньше, чем у стали. Если через него пропустить ток, он расплавит электрод и кромки изделия. Для сварки по этому способу две крупные детали ставят друг подле друга так, чтобы шов полу­чился вертикальным. Сбоку подводится свароч­ный аппарат. Головка подходит к зазору сбоку, электроды выгибаются так, чтобы они опу­стились в зазор параллельно краям сваривае­мых деталей.

Медные планки-ползуны, охлаждаемые во­дой, охватывают зазор, получается ванна; две ее стенки — планки, две другие — края детали. В ванну, на подкладку, насыпают флюс и за­жигают дугу между подкладкой и электродами. Дуга расплавляет и флюс, и электроды. Флюс превращается в электропроводный шлак. Он надежно защищает расплавленный металл от кислорода и азота воздуха. Края деталей и электроды расплавляются, и металл заполняет ванну. Аппарат ползет вверх по рельсам, за ним планки-ползуны, и мы видим яркий багро­вый шов.

Металлическая ванна растет, твердеет, кри­сталлизуется. Аппарат поднялся до конца шва. Две детали соединены за один проход. Не за сто, а за один!

Но дело не только в этом. Сварка под флю­сом не гарантирует безукоризненную плотность шва. Газы воздуха все-таки попадают в расплав. Если они не успеют выбраться из ме­талла до его кристаллизации, застывший металл их уже не выпустит. Газы останутся в порах, поры превратятся в трещины. При электрошла­ковой сварке этого не случается — выручает шлаковая ванна. Она служит тепловой надстав­кой над ванной металлической. Все трещины непрерывно заливаются металлом. Газы уходят наверх через" расплав и шлак еще до кристал­лизации.

Разработав электрошлаковую сварку, со­трудники Института им Е. О. Патона обнару­жили, что металл шва гораздо плотнее, чем металл деталей и электродов. И вот на за­порожском заводе «Днепроспецсталь» строят печь для переплава высококачественной стали в сверхвысококачественную на основе ново­го способа.

Опытная партия электрошлаковой стали проявила при обработке великолепные качест­ва. На подшипниковом заводе в Москве в пере­шлифовку пошло втрое меньше подшипников, брак исчез вовсе, а сами подшипники стали служить вдвое-втрое дольше, чем прежде.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ