. Что мы строим
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Что мы строим

Что мы строим

Все здания и сооружения можно разделить на пять основных групп.

Первую группу составляют гражданские зда­ния. В нее входят жилые дома, детские сады и школы, магазины и больницы, дома культу­ры, кинотеатры и т. д. Здания этой группы бывают, как правило, многоэтажными. В них много стен и перегородок, окон, дверей и лест­ниц. При их строительстве приходится выпол­нять много отделочных работ — штукатурных, малярных, по настилке полов. К отделке здесь предъявляют повышенные требования.

Со строительством гражданских зданий нераз­рывно связаны работы по благоустройству — соо­ружение дорог, проездов, тротуаров, прокладка сетей водопровода, канализации, газа, озеленение.

Для этой группы зданий характерна массовая за­стройка. Это значит, что строят не один какой-либо дом, а целиком кварталы, в которых имеют­ся и жилые и культурно-бытовые здания.

Вторая группа — самая большая по объему — промышленные здания и сооружения. Она объединяет здания предприятий всех отраслей промышленности: химических заводов, метал­лургических комбинатов с доменными, мартенов­скими печами, машиностроительных, нефтепе­рерабатывающих, автомобильных и авиацион­ных, цементных заводов, фабрик и заводов по производству тканей, обуви, продуктов питания, бумаги, ТЭЦ и многих других предприятий.

Промышленные сооружения так же разно­образны, как разнообразны и отрасли промышленности. Здания этой группы могут быть одноэтажными и многоэтажными, отапливае­мыми и неотапливаемыми, с мостовыми кранами, рассчитанными на тяжелые грузы, или без кра­нов, малоосвещенными или залитыми светом. Но, несмотря на все это разнообразие, есть у них и общие черты. Помещения здесь большие, стен и перегородок мало. Конструкциям при­ходится выдерживать вес тяжелых машин и станков, находящихся в непрерывном движении, поэтому их надо делать особо мощными и прочными. В так называемых горячих цехах, где плавят или обрабатывают сильно нагретый металл, конструкции должны хорошо выдержи­вать высокие температуры. В химических це­хах конструкции приходится защищать от вредного действия химических веществ.

В промышленных зданиях установлено слож­ное технологическое оборудование: всевозмож­ные аппараты, станки, машины, электродвига­тели, подъемники, транспортеры и т. д. Монтаж технологического оборудования на современ­ном промышленном предприятии — сложная и трудная работа. На многих химических заводах, например, устанавливают аппараты весом 200— 300 т, а вращающаяся печь для обжига цемент­ного сырья имеет длину до 170 м и диаметр до 5 м. Все это тяжелое оборудование надо точно установить на место, подогнать все детали одну к другой, чтобы они работали слаженно и точ­но. Еще сложнее монтаж станков-автоматов.

Свои особые трудности имеет строительство доменных печей на металлургических заводах, шахт и рудников, нефтяных вышек и карьеров.

Третья группа — гидротехнические сооруже­ния: гидравлические электростанции, плотины, каналы, порты, молы, набережные. Строи­тели нередко прокладывают новые русла для рек, изменяя их движение; они должны следить за поведением воды, старающейся проник­нуть в любую щель и превратить эту щель в зияющий прорыв.

На строительстве гидротехнических соору­жений обычно приходится разрабатывать и пере­мещать колоссальные количеств а земли, измеряе­мые миллионами кубометров, укладывать десят­ки тысяч кубометров бетона и железобетона. Поэтому при гидротехническом строительстве особое внимание уделяют правильной организа­ции земляных и бетонных работ.

Следующая, четвертая группа — транспорт­ные сооружения. Это железные и шоссейные дороги, мосты, а также обслуживающие соору­жения: вокзалы, аэропорты и др.

Для транспортного строительства характер­но то, что оно ведется на длинных участках, измеряемых многими километрами, и в ряде случаев в совершенно необжитых районах. Ведь освоение нового района как раз и начинает­ся с прокладки дороги. Другая особенность тран­спортного строительства — большое количество однотипных конструкций: десятки тысяч оди­наковых мачт для подвески проводов на элект­рифицированных железных дорогах, тысячи метров железобетонного полотна и т. п.

Наконец, в пятую группу — сельскохозяй­ственных сооружений — входят различные зер­носклады, помещения для скота и птицы, пред­приятия для переработки и хранения продуктов сельского хозяйства, помещения для ремонта и хранения машин и т. д. Хотя эти сооружения обычно невелики по объему и несложны в тех­ническом отношении, при возведении их строи­тели встречаются зачастую с затруднениями. Дело в том, что места строительства сельско­хозяйственных сооружений обычно разбросаны и удалены от промышленных центров. Поэтому строить их надо из местных материалов либо из деталей, изготовленных на крупном районном заводе. Конечно, этим решаются не все трудно­сти. Ведь доставка на место строительных кон­струкций требует специального транспорта, а их сборка — подвижных и мощных механизмов.

Разделение всех зданий и сооружений на группы, разу­меется, условное. Иногда одно и то же сооружение можно отнес­ти к разным группам, напри­мер вокзал — к транспортным или гражданским. И наоборот, есть сооружения, скажем теле­визионные мачты, которые не подходят ни к одной из них. Цель разделения сооружений на груп­пы заключается в том, что, как мы уже говорили, каждой груп­пе соответствуют свои конструк­ции, свои механизмы, свои мето­ды работ. С учетом этих особен­ностей и ведется каждая стройка.

Однако при всем разнообра­зии строящихся сооружений у них есть и много общего. Преж­де всего все они имеют фунда­менты. Это очень важная и ответственная подземная часть сооружения, его «ноги», на которые оно опирается. Фун­дамент передает на грунт на­грузку — вес самого сооруже­ния и всего, что в нем находит­ся. Чем слабее грунт, тем боль­ше должна быть опорная пло­щадь фундамента. Иногда грунт настолько слаб, что приходится его усиливать, забивая сваи — длинные железобетонные стол­бы. Делают фундаменты обыч­но из камня, бетона и железо­бетона.

На фундаменты опираются стены и ко­лонны здания. Колонны устанавливают внут­ри здания, чтобы поддерживать перекрытия в тех случаях, когда расстояния между стенами большие.

Междуэтажные перекрытия отделяют один этаж от другого. Конструкция такого перекрытия состоит из нескольких эле­ментов: балок, опирающихся на стены и колон­ны; плит, уложенных на балки; различных ма­териалов, которые должны не пропускать через перекрытия звуки, тепло и влагу; материалов, образующих пол.

Ответственная часть здания — кровель­ное покрытие, или, попросту говоря, крыша. Это покрытие тоже комбинированная конструкция. Она состоит из нескольких эле­ментов. В гражданских зданиях крыша похожа на междуэтажное перекрытие. А в промышлен­ных она состоит обычно из таких элементов: решетчатые стропильные фермы (металличе­ские или железобетонные), опирающиеся на стены и колонны; по фермам — железобетонные плиты; потом слой утеплителя — материала, не пропускающего тепло; наконец, сама кровля — несколько склеенных между собой и прикле­енных к железобетонным плитам слоев из водо­непроницаемого материала — просмоленного картона — рубероида.

Иногда часть крыши делается из стекла — для лучшей освещенности. Для неотапливае­мых, «холодных» зданий по фермам уклады­вают не железобетонные плиты, а волнистые асбестоцементные листы или стальные штампо­ванные листы.

В последние годы для перекрытия промыш­ленных зданий стали применять своды-оболоч­ки. Они представляют собой тонкую (толщиной 8—12 см) железобетонную оболочку, изогнутую в виде шаровой или цилиндрической поверхно­сти. Оболочки не нуждаются в промежуточных опорах и позволяют перекрывать без всяких колонн помещения размером до 100Х100 м.

Само собой разумеется, что во всех зданиях должны быть окна, двери, перегородки, лест­ницы. Это все детали хотя и несложные, но до­статочно важные. Каждый прекрасно понимает, что плохое окно, пропускающее ветер и дождь, может испортить самую хорошую квартиру.

В зданиях и сооружениях есть, конечно, еще много других строительных деталей и конструк­ций. Мы перечислили лишь основные из них.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ