.
Меню сайта
|
Напряженный железобетонНапряженный железобетонМы уже говорили о том, что в железобетоне существует четкое «разделение труда»: бетон «работает» на сжатие, сталь — на растяжение. Когда нижняя часть балки или плиты растягивается, возникающие в ней растягивающие напряжения воспринимает арматура. Но вокруг нее есть и бетон. Он крепко сцеплен с арматурой, и поэтому ему тоже приходится растягиваться. А растягиваясь, бетон трескается. И если в трещины проникнет вода, арматура начнет ржаветь, прочность ее уменьшится, слабее станет сцепление с бетоном. Зимой просочившаяся в трещины вода, замерзнув, еще больше разрушит бетон. Можно ли предупреждать появление трещин в «растянутом» бетоне? Да, можно: напряженным армированием. Его впервые применили в 30-х годах французские строители. Чтобы лучше понять, что такое напряженное армирование, обратимся к несложному сравнению. Возьмем резиновый шнур и растянем его; шнур удлинится. Нанижем на него пластинки и прикрепим их к шнуру так, чтобы между ними были небольшие промежутки. А теперь перестанем растягивать шнур. Он сократится до прежней длины, промежутки между пластинками исчезнут, и они крепко прижмутся одна к другой. С арматурой в железобетонной балке проделывают примерно то же, что с резиновым шнуром. Один конец стального стержня прочно закрепляют на металлической форме, а за второй конец растягивают его — с помощью специальной машины, конечно,— и в таком состоянии закрепляют на другой стороне формы. Теперь уложим в форму бетонную смесь, дадим ей затвердеть. Когда бетон станет достаточно прочным, освободим концы стержня. Он будет стремиться укоротиться до прежней длины. Но поскольку к этому времени металлический стержень уже хорошо сцепился с бетоном, то, укорачиваясь, сжимаясь, он сжимает и бетон. Так в бетоне появилось сжимающее напряжение. Оно-то и нейтрализует растягивающее напряжение, которое появится в конструкции от нагрузки. Способ армирования напряженной арматурой получил сейчас всеобщее признание. Напряженно-армированные конструкции прочнее обычных, а арматуры на их изготовление расходуется на 20—25% меньше. Из многих способов предварительного натяжения арматуры наибольшее распространение получил в последние годы так называемый электротермический способ. Здесь действует уже хорошо знакомый нам закон физики: если через металлический стержень пропускать электрический ток, стержень нагреется и удлинится. А остыв, снова укоротится. Этим и воспользовались строители. Арматурные стержни включают в электрическую цепь. Несколько секунд — и они, нагревшись, удлинились на нужную величину. Ток автоматически выключается. Рабочие берут стержни и укладывают на дно опалубки, закрепляя в упорах. Охлаждаясь, стержни укорачиваются. Этому препятствуют упоры, заставляя стержни растягиваться. После того как бетон затвердеет, укрепленные в упорах концы стержней обрезают. Сокращаясь, стержни напрягают бетон.
|
ПОИСК
Block title
|