.
Меню сайта
|
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. СудаВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. СудаПо неисчислимым рекам и озерам, каналам и водохранилищам, неоглядным морям и океанам курсируют лодки, катера, грузовые и пассажирские пароходы и теплоходы, военные корабли, буксиры, ледоколы, парусники и другие суда. Среди них есть «малыши» — длиной в несколько метров и гиганты — до трети километра от носа до кормы. До появления паровозов, автомобилей и самолетов во многие районы земли можно было попасть только по воде. Не утратил своего значения водный транспорт и сейчас. Главное его преимущество — дешевизна перевозок. Ведь суда используют в основном естественные пути, не требующие таких затрат времени, труда и материалов на строительство и эксплуатацию, как железные дороги или автострады. Массовость перевозок — второе важнейшее преимущество водного транспорта. По рекам и морям буксируют громадные плоты, иногда состоящие из многих десятков тысяч бревен. На крупном пассажирском судне может свободно разместиться население небольшого города. Большое речное судно принимает в трюм несколько тысяч тонн груза, а крупные океанские грузовые суда за один раз могут взять столько груза, сколько перевозят несколько десятков железнодорожных составов. От челна до атомоходаПервыми средствами передвижения людей по воде были обломки деревьев, затем плоты. Обтесывая и выдалбливая или выжигая целые бревна, люди каменного века делали челны-однодеревки. Способ изготовления судов из отдельных частей — каркаса и обшивки — открыл путь к постепенному усовершенствованию их конструкции. Примерно за 3000 лет до н. э. человек научился использовать силу ветра — появились паруса. Постепенно искусство управления парусами достигло такого уровня, что суда стали водить и против ветра. В XIX в. самыми быстроходными из парусников были трех- и четырех-мачтовые клиперы, перевозившие высокоценные грузы (цейлонский и китайский чай, австралийскую шерсть) в Европу и Америку. Они развивали скорость до 30 км/час. Рекорд скорости, поставленный чайным клипером «Катти Сарк»,— 39 км/час — не побит до сих пор ни одним из парусных судов, даже специальными гоночными яхтами. С появлением на судах паровых машин паруса постепенно теряют свое значение. Первый речной пароход был построен в США в 1807 г., а первый морской — в России в 1815 г. На «Елизавете» — так называлось это судно — была паровая машина мощностью 14 л. с. и отапливаемый дровами котел с высокой кирпичной трубой. Наша страна — родина теплоходов. Так называют суда, у которых главным двигателем служит двигатель внутреннего сгорания: в 1903 г. на Волге построили первое в мире дизельное судно — танкер «Вандал». С этих пор начинается широкое распространение дизелей и постепенное вытеснение с судов малоэкономичных паровых машин, которые теперь почти не встречаются. В начале XX в. появились первые суда с паровой турбиной. Сейчас это самый мощный судовой двигатель. На многих судах работают паровые турбины, мощность которых достигает нескольких десятков тысяч лошадиных сил. В последнее время для выработки пара стали использовать тепло, выделяемое в атомном реакторе. Первое гражданское судно на ядерном горючем — советский атомный ледокол «Ленин» — было сдано в эксплуатацию в 1959 г. |
ПОИСК
Block title
|