. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Суда
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Суда

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ. Суда

По неисчислимым рекам и озерам, каналам и водохранилищам, неоглядным морям и океа­нам курсируют лодки, катера, грузовые и пас­сажирские пароходы и теплоходы, военные корабли, буксиры, ледоколы, парусники и дру­гие суда. Среди них есть «малыши» — длиной в несколько метров и гиганты — до трети километра от носа до кормы. До появления па­ровозов, автомобилей и самолетов во многие районы земли можно было попасть только по во­де. Не утратил своего значения водный транс­порт и сейчас. Главное его преимущество — дешевизна перевозок. Ведь суда используют в основном естественные пути, не требующие таких затрат времени, труда и материалов на строительство и эксплуатацию, как железные дороги или автострады.

Массовость перевозок — второе важнейшее преимущество водного транспорта. По рекам и морям буксируют громадные плоты, иногда состоящие из многих десятков тысяч бревен. На крупном пассажирском судне может свободно разместиться население небольшого города. Большое речное судно принимает в трюм не­сколько тысяч тонн груза, а крупные океанские грузовые суда за один раз могут взять столько груза, сколько перевозят несколько десятков железнодорожных составов.

От челна до атомохода

Первыми средствами передвижения людей по воде были обломки деревьев, затем плоты. Обтесывая и выдалбливая или выжигая целые бревна, люди каменного века делали челны-однодеревки. Способ изготовления судов из отдельных частей — каркаса и обшивки — от­крыл путь к постепенному усовершенствованию их конструкции.

Примерно за 3000 лет до н. э. человек на­учился использовать силу ветра — появились паруса. Постепенно искусство управления па­русами достигло такого уровня, что суда стали водить и против ветра. В XIX в. самыми быстро­ходными из парусников были трех- и четырех-мачтовые клиперы, перевозившие высокоцен­ные грузы (цейлонский и китайский чай, австра­лийскую шерсть) в Европу и Америку. Они раз­вивали скорость до 30 км/час. Рекорд скорости, поставленный чайным клипером «Катти Сарк»,— 39 км/час — не побит до сих пор ни одним из парусных судов, даже специальными гоночными яхтами.

С появлением на судах паровых машин па­руса постепенно теряют свое значение. Первый речной пароход был построен в США в 1807 г., а первый морской — в России в 1815 г. На «Елизавете» — так называлось это судно — была паровая машина мощностью 14 л. с. и отапливаемый дровами котел с высокой кир­пичной трубой.

Наша страна — родина теплоходов. Так называют суда, у которых главным двига­телем служит двигатель внутреннего сгорания: в 1903 г. на Волге построили первое в мире ди­зельное судно — танкер «Вандал». С этих пор начинается широкое распространение дизелей и постепенное вытеснение с судов малоэконо­мичных паровых машин, которые теперь почти не встречаются.

В начале XX в. появились первые суда с паровой турбиной. Сейчас это самый мощный судовой двигатель. На многих судах работают паровые турбины, мощность которых достигает нескольких десятков тысяч лошади­ных сил.

В последнее время для выработки пара стали использовать тепло, выделяемое в атомном ре­акторе. Первое гражданское судно на ядерном горючем — советский атом­ный ледокол «Ленин» — было сдано в эксплуа­тацию в 1959 г.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ