. Машина обучает
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Машина обучает

Машина обучает

Мы все привыкли к тому, что всегда и везде, где чему-нибудь обучают, преподавание ведет человек. И вдруг читаем: «Обучает машина». Да еще можно услышать, что в определенных условиях машинное обучение может быть даже более эффективным.

Возможно ли это? Оказывается, возможно. Электронные устройства прекрасно справляются с этой работой.

Что делает учитель на уроке? Рассказывает о предмете и проверяет, как усвоена тема. Для своего рассказа учитель подбирает материал, составляет вопросы. Все эти процессы поддаются так называемому программированию, когда весь урок или раздел учебника расписывается под­робно, с точными указаниями о порядке и спо­собе подачи материала. Имея такую подробную программу, нетрудно заставить электронные машины последовательно выдавать учащимся необходимый им материал для усвоения какого-либо предмета, задавать вопросы и тут же оце­нивать знания учеников.

Это могут делать разные электронные маши­ны. Их названия сами говорят за себя: «Лектор», «Консультант», «Тренажер», «Репетитор», «Контролер», «Экзаменатор». Есть и универ­сальные машины-«педагоги» — они и препо­дают, и экзаменуют, и консультируют, и конт­ролируют.

Познакомимся с электронным «Репетито­ром». Он помогает в изучении иностранного языка. Учащийся нажимает кнопку, и на экране появляется фраза на этом языке с пропущенным словом, которое надо найти и вставить. Если учащийся ошибается, автомат ему просигналит красной лампочкой. Значит, надо нажать на кнопку, под которой написано: «Подсказка». Но не удивляйтесь: на самом деле это, конечно, не подсказка. Это устройство задает наводящие вопросы и помогает вспомнить пройденное.

Машина такого типа установлена в одном из институтов Харькова. Она успешно обучает студентов без помощи преподавателей всем математическим операциям, которые произво­дятся на логарифмической линейке.

А вот другая машина. Она отмечает пра­вильность ответа, сравнивая его с тем, который записан в ее «памяти». При этом она учитывает время, потраченное на подготовку, и выставля­ет оценку. Чем не экзаменатор! Такая машина может принять экзамены по 1025 билетам, т. е. практически по всем предметам, которые выно­сят на большую экзаменационную сессию в вузе.

Машина, ведущая обучение, работает так. Обучающийся получает тему. Она содержит теоретическую часть, решенный пример и зада­чу. Как только ученик решит задачу, он набирает на пульте номер своей темы и ответ. Нажи­мает кнопку, и машина мгновенно отвечает «правильно» или «неправильно». При правиль­ном ответе ученик переходит к следующей теме. От темы к теме задачи усложняются. Ни одну из них не усвоишь, не проработав все пре­дыдущие.

Если задача решена неправильно, на пульте загорается табло с номером. Это номер темы, где излагается правило, из-за незнания кото­рого была сделана ошибка. После выдачи не­скольких номеров вспомогательных тем неус­певающему ученику машина автоматически отключается. Она как бы заявляет, что с этим учеником она работать не может. Такому уче­нику необходима дополнительная подготовка.

Все больше и больше электронных машин применяется для обучения. От отдельных экспе­риментов уже переходят к их практическому использованию. А в будущем, есть все основания полагать,— повсеместное внедрение таких машин в учебный процесс.

Ну, а что же будет с учителем, с человеком, который ведет сегодня обучение? Его роль с внедрением самых совершенных автоматов не только не уменьшится, но и обогатится новыми задачами. Ведь надо составлять програм­мы для машин, надо эти программы все время совершенствовать. Это будут делать учителя, педагоги. Кроме того, педагог по-прежнему будет выполнять важнейшую часть всей системы образования — воспитание. А машина в учеб­ном процессе будет его надежным помощником.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ