.
Меню сайта
|
Машина обучаетМашина обучаетМы все привыкли к тому, что всегда и везде, где чему-нибудь обучают, преподавание ведет человек. И вдруг читаем: «Обучает машина». Да еще можно услышать, что в определенных условиях машинное обучение может быть даже более эффективным. Возможно ли это? Оказывается, возможно. Электронные устройства прекрасно справляются с этой работой. Что делает учитель на уроке? Рассказывает о предмете и проверяет, как усвоена тема. Для своего рассказа учитель подбирает материал, составляет вопросы. Все эти процессы поддаются так называемому программированию, когда весь урок или раздел учебника расписывается подробно, с точными указаниями о порядке и способе подачи материала. Имея такую подробную программу, нетрудно заставить электронные машины последовательно выдавать учащимся необходимый им материал для усвоения какого-либо предмета, задавать вопросы и тут же оценивать знания учеников. Это могут делать разные электронные машины. Их названия сами говорят за себя: «Лектор», «Консультант», «Тренажер», «Репетитор», «Контролер», «Экзаменатор». Есть и универсальные машины-«педагоги» — они и преподают, и экзаменуют, и консультируют, и контролируют. Познакомимся с электронным «Репетитором». Он помогает в изучении иностранного языка. Учащийся нажимает кнопку, и на экране появляется фраза на этом языке с пропущенным словом, которое надо найти и вставить. Если учащийся ошибается, автомат ему просигналит красной лампочкой. Значит, надо нажать на кнопку, под которой написано: «Подсказка». Но не удивляйтесь: на самом деле это, конечно, не подсказка. Это устройство задает наводящие вопросы и помогает вспомнить пройденное. Машина такого типа установлена в одном из институтов Харькова. Она успешно обучает студентов без помощи преподавателей всем математическим операциям, которые производятся на логарифмической линейке. А вот другая машина. Она отмечает правильность ответа, сравнивая его с тем, который записан в ее «памяти». При этом она учитывает время, потраченное на подготовку, и выставляет оценку. Чем не экзаменатор! Такая машина может принять экзамены по 1025 билетам, т. е. практически по всем предметам, которые выносят на большую экзаменационную сессию в вузе. Машина, ведущая обучение, работает так. Обучающийся получает тему. Она содержит теоретическую часть, решенный пример и задачу. Как только ученик решит задачу, он набирает на пульте номер своей темы и ответ. Нажимает кнопку, и машина мгновенно отвечает «правильно» или «неправильно». При правильном ответе ученик переходит к следующей теме. От темы к теме задачи усложняются. Ни одну из них не усвоишь, не проработав все предыдущие. Если задача решена неправильно, на пульте загорается табло с номером. Это номер темы, где излагается правило, из-за незнания которого была сделана ошибка. После выдачи нескольких номеров вспомогательных тем неуспевающему ученику машина автоматически отключается. Она как бы заявляет, что с этим учеником она работать не может. Такому ученику необходима дополнительная подготовка. Все больше и больше электронных машин применяется для обучения. От отдельных экспериментов уже переходят к их практическому использованию. А в будущем, есть все основания полагать,— повсеместное внедрение таких машин в учебный процесс. Ну, а что же будет с учителем, с человеком, который ведет сегодня обучение? Его роль с внедрением самых совершенных автоматов не только не уменьшится, но и обогатится новыми задачами. Ведь надо составлять программы для машин, надо эти программы все время совершенствовать. Это будут делать учителя, педагоги. Кроме того, педагог по-прежнему будет выполнять важнейшую часть всей системы образования — воспитание. А машина в учебном процессе будет его надежным помощником. |
ПОИСК
Block title
|