Детская энциклопедия

Меню сайта











Чем занимаются географы и геологи

Вероятно, при слове «география» вам преж­де всего представляются дальние страны, тро­пические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоми­наете об отважных путешественниках, открывав­ших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями раз­вивалась она?
Корни географической науки уходят в глу­бокую древность. Наши далекие предки не­плохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитив­ных картах, нарисованных на песке, вырезан­ных на дереве, коре, камне. Зачатки настоя­щих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древ­них народов Азии — ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Заме­чательные мореплаватели древности — финики­яне, жившие на восточном побережье Среди­земного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге — по крайней мере до Канарских о-вов.

География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными истори­ческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV—XVII сто­летиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель — колоний, снаряжали одну экспеди­цию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Во­стока.
Долгое время географы занимались откры­тием и исследованием разных стран: они изуча­ли пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении зем­ной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путе­шественники старались подробно описать.
Но со временем людей перестали удовлет­ворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влия­ние на хозяйственную деятельность человека.
В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь геогра­фия стремится активно воздействовать на приро­ду. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открыва­емых территорий, но и лучшее освоение чело­веком Земли. Главная цель современной гео­графии — помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше исполь­зовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.
География как наука распадается на две главные ветви: физическую геогра­фию и экономическую геогра­фию.

Физическая география исследует окружа­ющие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физи­ческая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь че­ловека, чтобы разумно использовать ее и пре­образовывать в интересах людей.
В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической геогра­фии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической сре­ды — это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидро­логия (наука о водной оболочке Земли), клима­тология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.
Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. До­кучаев. Крупнейшие советские географы, про­должая разработку докучаевских идей, уста­новили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с другом — рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвя­ми географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влия­ние самого человека на ход этих природных процессов.
Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства — про­мышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяй­ственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с си­лами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разум­ного использования природных богатств, спо­собы их охраны, восстановления, а в ряде слу­чаев и приумножения.
Вместе с тем географы продолжают зани­маться изучением отдельных стран, или стра­новедением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.
Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими гео­графию нашей великой Родины. Ведь СССР — крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км2. С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая про­тяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км!Наша страна обладает всеми природными богатствами, не­обходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития на­рода.
Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобра­зуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы — одна из задач наших географов.
Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую приро­ду. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали воз­можные нежелательные результаты. Например, леса на многих давно освоенных террито­риях были полностью уничтожены, а в связи с этим климат стал более сухим, сократились запасы воды в реках и озерах, уменьшились рыбные богатства, пострадало и судоходство. Поэтому наряду с дальнейшим изучением при­родных богатств перед современной географией уже встала важная научная проблема — всесто­ронне исследовать происшедшие изменения в ок­ружающей нас географической среде, вызванные деятельностью человека. Географ должен на­учиться предвидеть результаты того или иного воздействия человека на природу и уметь пре­дупреждать о возможных в некоторых случаях вредных последствиях.
Много работы предстоит советским геогра­фам. В ближайшие годы необходимо провести полный учет вод на территории СССР и найти способы наилучшего использования водных ре­сурсов.
Большую тревогу вызывают процессы, раз­рушающие почвенный покров, уносящие из поч­вы питательные вещества, так называемая эрозия почвы. Однако уже теперь географы и другие ученые разработали существенные меры борьбы с таким бедствием. Но еще много предстоит сделать в этом направлении.
Умножение наших лесных богатств — тоже одна из важнейших народнохозяйственных про­блем.
Советские географы с увлечением трудятся над решением задачи преобразования природы на больших территориях нашей страны. Разра­батывается проект переброски вод северных рек в бассейн Волги и искусственного регули­рования уровня Каспия; решается проблема орошения и обводнения плодородных земель Средней Азии, коренного осушения и освое­ния огромной Западно-Сибирской низмен­ности, постепенного уничтожения вечной мерз­лоты в Восточной Сибири.
Как велико значение этих работ, можно показать на таком примере: переброска север­ных речных вод из бассейна Печоры и Вычегды в бассейн Волги позволит получить на гидро­электростанциях Волжско-Камского каскада даже без установки новых агрегатов дополни­тельно большое количество энергии, оросить и обводнить 12—16 млн. га засушливых земель Приволжья и замедлить падение уровня Каспия.
Эти примеры показывают, что современная географическая наука, опираясь на богатый опыт, вооружает людей всесторонними знаниями, необходимыми для активного воздействия на природу в интересах развернутого коммунисти­ческого строительства.
Но еще рано утверждать, что на Земле гео­графам уже все известно. Исследователи много нового откроют не только в глубинах океанов, занимающих 2/3 поверхности Земли, но и во многих областях суши. Пока очень слабо изучен огромный Антарктический материк. Мно­го неизвестного таят горы и пустыни Централь­ной Азии. Географы еще плохо знают Южную Америку и некоторые другие районы земного шара.
Обычно для таких исследований снаряжа­ются комплексные экспедиции с участием боль­шого числа разных специалистов.
Современные экспедиции богато оснащены новой техникой: они пользуются разнообраз­ными точными приборами, походными лабо­раториями, радиоприемниками и передатчи­ками, механизированным транспортом (само­летами, вертолетами, вездеходами). Акваланги позволяют ученым исследовать подводное царство вблизи берегов, а батискафы — опус­каться на дно глубочайших впадин океана.
Однако дело не только в высокой технике. Изменился сам способ изучения природы: экс­педиции превратились как бы в исследователь­ские институты на колесах. Карандаш, полевая сумка и фотоаппарат, конечно, не потеряли своего значения, но теперь записи в полевой книге не ограничиваются тем, что видит участ­ник экспедиции. В своей работе он широко использует показания различных приборов и механизмов. Конечно, и в новых условиях ог­ромное значение имеет творческая мысль ученого и острота его глаза. Уметь видеть, наблюдать и делать выводы — необходимое и важное ка­чество работника экспедиции.
Далеко не всем выпадает счастье участво­вать в работах больших экспедиций. Значит ли это, что для молодого географа не найдется другой интересной работы? Конечно, нет. Не менее важная и увлекательная задача для мо­лодого географа — научное исследование при­родных и экономических условий своего род­ного края. Такой творческий труд — важное звено в цепи дел, обеспечивающих строитель­ство коммунизма.
Каждый географ должен быть патриотом, горячо любить свою Родину. А любить свою Родину — это значит стараться сделать ее еще более прекрасной, переделать ее природу в лучшую сторону и подчинить разумной воле людей.
Изучение природы не может ограничиться исследованием поверхности Земли. В недрах планеты хранятся богатства, без которых не­возможно существование человеческого обще­ства. Исследованием недр Земли занимаются геологи. Наука о недрах Земли и ее богатст­вах — геология. Она изучает также строение земного шара, условия образования нашей планеты и историю развития жизни на ней.
Основные знания о камне, о минерале как полезном ископаемом необходимы каждому со­ветскому гражданину, и в особенности нашей молодежи — будущим разведчикам недр, хи­микам и металлургам, создателям городов, участникам замечательных строек коммунизма.
Сколько интересной работы открывают перед нашей молодежью поис­ки минерального сырья и дальнейшее изучение в лаборатории собран­ного материала, и какое огромное удовлетворе­ние дает исследовате­лю недр сознание, что его открытие улучшает жизнь советских людей.
Одна из ветвей геоло­гии — минералогия, наука о свойствах мине­ралов, об условиях их об­разования и распрост­ранении в земной коре.
Минералы образуют­ся в результате разно­образных природных процессов: из расплав­ленной магмы при ее остывании, из горячих газов и паров, выделяющихся из магмы, из глубинных горячих водных растворов, из холодных вод при их испарении или смешении с водами иного состава. Минералы отлагаются также в ре­зультате жизнедеятельности бактерий и ор­ганизмов . В зависимости от среды, в которой находятся минералы, они могут разрушаться, менять свой состав, об­лик и превращаться в другие минералы. Зна­чительная часть минералов имеет большое прак­тическое значение.
Из минералов или их обломков состоят горные породы. Они слагают земную кору. В них находятся, или, как говорят геологи, залегают, руды железа и цветных металлов, уголь, нефть и т. д. Горные породы изучает особая ветвь геологической науки — петро­графия.
Горные породы важны и как документы, рас­крывающие историю Земли. Каждый слой зем­ной коры представляет как бы страницу кни­ги истории природы. Но в этой книге мно­гие «листы» от времени стали неразборчивы или местами совсем исчезли. Геология учит читать эту книгу природы и отыскивать ее недостающие страницы. Особенно привлека­тельна для геологов возможность восстано­вить прошлое Земли, несмотря на неполноту  "текста" истории нашей планеты и обилие в нем загадочных мест.
В пластах осадочных пород нередко можно заметить остатки растений или животных: раз­личные раковины моллюсков, панцири рако­образных, кости позвоночных, стволы и сучья деревьев. Встречаются также отпечатки на горной породе листьев, стеблей, крыльев насе­комых. Все эти остатки называются окаменелостями. По ним палеонтология (наука о древних существах) восстанавливает картину постепенного изменения растительного и живот­ного мира на протяжении миллионов лет. В настоящее время геологи с помощью физиков и химиков научились опре­делять абсолютный возраст минералов и гор­ных пород, т. е. возраст, выраженный в годах.
Многие минералы оказались своеобразными хранителями «времени» (радиоактивные мине­ралы), и по их составу стало возможным опре­делить время их образования.
Важнейшее звено геологической работы, объединяющее теорию с практикой,— геоло­гическая карта. Она представляет собой обыкно­венную топографическую карту, на которой показано распространение различных пород, их геологический возраст и как они залегают.
Таким образом, геологическая карта до неко­торой степени — документальное отображение горных пород, которые слагают земную поверх­ность.
Все разделы геологической науки, а также геологическая карта, необходимы для осуществле­ния успешных поисков и разведки полезных ископаемых.
Современная промышленность с ее высокой техникой и огромными масштабами требует гигантского количества разнообразного мине­рального сырья. Нельзя себе представить ни одной отрасли хозяйства без железа и угля; без нефти была бы мертва вся «подвижная» техника, а современная химия не имела бы воз­можности так широко производить различные синтетические материалы. Без редких элемен­тов невозможно изготовить различные слож­нейшие машины и точнейшие приборы, кото­рые используются в металлургии, химии, машиностроении, авиации, космонавтике. Не мо­жет обходиться промышленность без цветных металлов — меди, цинка, олова, свинца, алю­миния и магния. Невозможно повысить и пло­дородие почв без применения так называемых агрономических руд — фосфоритов, апатита и калийных солей.
Нисколько не преувеличивая, можно ска­зать, что материалы минерального происхож­дения представляют собой материальную базу всего хозяйства нашего времени.
Ежегодно не менее 4—5 млрд. Т  различных полезных ископаемых извлекается из недр Земли, подвергается сложнейшим процессам металлургической, химической, электрохими­ческой и электрометаллургической перера­ботки.
Однако полезных ископаемых для народ­ного хозяйства требуется с каждым годом все больше и больше.
Программа Коммунистической партии Совет­ского Союза, принятая XXII съездом, ставит перед нашими геологами огромные практиче­ские задачи: обеспечить потребности страны на много лет вперед в самых разнообразных видах минерального сырья.
В нашей стране широко ведутся поиски и разведка полезных ископаемых.
Они осуществляются огромной, постоянно растущей армией геологов, разведчиков и гор­няков — сотнями тысяч специалистов.
Если еще недавно геолог работал в поле один или в сопровождении сборщика образ­цов (коллектора), то теперь геологические пар­тии представляют собой большие коллективы в десятки и сотни специалистов, снабженных всеми видами транспорта, радиостанциями, гео­физическими приборами и походными химиче­скими лабораториями.
Геологи пока знают очень мало о строении глубин земной коры, так как непосредствен­ному наблюдению доступна только самая верх­няя ее часть. Изучить глубины Земли очень важно по многим причинам. Ученые признают большое влияние глубоких недр Земли на про­цессы образования месторождений минераль­ного сырья. С глубинами Земли связаны вулка­нические явления и землетрясения. Поэтому дальнейшее развитие знаний о строении и со­ставе Земли, а также решение вопроса, как об­разуются месторождения полезных ископаемых, невозможно без непосредственного исследова­ния глубин земной коры и ее подкоровой части.
Высокий уровень техники наших дней дает возможность геологам осуществить сверхглу­бокое бурение до 10—15 км на материке и на океаническом дне.
В СССР уже приступили к подготовке та­кого бурения.
Другая важнейшая задача, стоящая перед учеными-геологами и практиками,— это раз­работка основ научного прогноза (предсказа­ния) залегания полезных ископаемых в опре­деленных районах Земли. Установив законы раз­мещения различных месторождений, геологи создадут прогнозные карты, которые обеспе­чат успешные поиски так называемых «слепых» рудных тел, т. е. глубоко залегающих в Земле месторождений.
До сих пор геологи интересовались только сушей, но сейчас они начали изучать геологию океанического дна, занимающего около 71% всей площади земной поверхности. Геофизиче­ские исследования показали, что существуют различия в строении и мощности земной коры под континентами и океанами.
Такие исследования не только обогащают науку, они приносят важные практические результаты.
В ближайшие десятилетия, вероятно, осу­ществится геологическая съемка материко­вой отмели и, может быть, даже материкового склона.
Возрастет мировая добыча нефти с морского дна, начнется разработка марганцевых руд со дна океана и т. д.
Успехи географических и геологических на­ук усиливают власть людей над природой и по­могают лучше использовать богатства недр Земли.
В нашей стране труд географа и геолога поче­тен и благороден. Он направлен на пользу вели­кого дела — строительства коммунизма.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016