Севооборот
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Севооборот

Чтобы восстановить и повысить плодородие почвы и получать высокие и устойчивые урожаи, вносят удобрения, хорошо обрабатывают почву и чередуют сельскохозяйственные культуры на каждом поле в определенном порядке, т. е. при­меняют севооборот. Земельный участок хо­зяйства разделяют на несколько полей и каждое из них занимают одной культурой. На следую­щий год или через два года каждую культуру перемещают на соседнее поле. Период, за кото­рый культура проходит через все поля, а на каждом поле одна за другой побывают все куль­туры, называется ротацией. Севообороты называют по числу полей — четырехпольные, семипольные и т. д., или по числу лет, за кото­рые завершается смена посевов всех культур на каждом поле,— четырехлетний, семилетний и т. д.

На опытной станции полеводства Москов­ской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева более 50 лет продолжается опыт, зало­женный выдающимся ученым Д. Н. Пряниш­никовым. Основные культуры не­черноземной полосы — озимая рожь, карто­фель, лен, овес, клевер — высеваются здесь бессменно (на контрольном участке) и при еже­годном чередовании в шестипольном севообороте: 1—пар, 2 — озимая рожь, 3 — картофель, 4 — овес, 5 — клевер, 6 — лён. Без внесения удобрений рожь в среднем за 45 лет дала 13,4 ц с гектара. А на контрольном участке, где рожь высевает­ся бессменно,— только 6,7 ц, т. е. в два раза меньше. На других участках, где вносили ми­неральные удобрения, урожай озимой ржи в севообороте оказался равным 20,5 ц с гек­тара, а при бессменном возделывании — только 10,3 ц, т. е. тоже в два раза ниже. Почти та же разница была и в урожае овса.

Такие же результаты получены и на других опытных станциях у нас и за рубежом. В Англии на старейшей Ротамстедской опытной станции (в Харпендене) бессменные посевы озимой пше­ницы испытываются уже более 100 лет. И за это время на неудобренном участке урожай снизился почти в два раза. Права народная пословица: «Хлеб по хлебу сеять — ни молотить, ни веять». Чем же объясняется такая разница в урожаях при бессменном посеве и в севообороте?

Уже давно ученые установили, что разные сельскохозяйственные растения извлекают из почвы неодинаковое количество питательных веществ. Зерновые хлеба, например, требуют много азота. Картофелю и корнеплодам (сахар­ной свекле и др.) нужно много калия, подсол­нечнику — много азота и калия. А бобовые рас­тения благодаря клубеньковым бактериям, усваивающим азот атмосферы, оставляют после себя от 30 до 100 кг и более азота на гектар. В то же время им нужно много фосфора и калия.

Поэтому, если долго возделывать на одном и том же поле любую культуру, пахотный слой почвы обеднеет: в нем будет не хватать тех или других питательных элементов. Но если чере­довать зерновые культуры с бобовыми и про­пашными, растения лучше используют запасы питательных веществ почвы.

Кроме того, одни растения (лен, сахарная свекла) усваивают только легкорастворимые в воде фосфорные соединения, а другие (люпин, гречиха, горчица) хорошо используют и труднорастворимые.

Разные растения неодинаково требовательны к влаге. Известно, что кукуруза, просо, сорго на каждую единицу урожая расходуют в два раза меньше воды, чем овес, бобы, горох, гре­чиха, в полтора раза меньше, чем пшеница и ячмень. Особенно много влаги нужно много­летним травам, например люцерне, которая очень быстро растет и дает высокие урожаи.

У растений разных биологических групп корневая система развита неодинаково. Боль­шая часть корней пшеницы, ржи, ячменя, проса и других хлебов распределяется в верхнем, пахотном слое, а корни сахарной свеклы, под­солнечника, люцерны способны проникать на глубину до 2—3 м и черпать влагу и питатель­ные вещества из нижних горизонтов. При чере­довании культур в севообороте запасы пита­тельных веществ и влаги с разных глубин ис­пользуются более равномерно и полно. При бессменном посеве культур с мощной корневой системой, расходующих много влаги, почва сильно иссушается.

Если культуры долго возделываются бес­сменно, сорняки, приспособившиеся к ним, очень быстро размножаются и сильно засоряют посевы. Особенно сильно засоряются посевы яровых культур: яровой пшеницы, проса, льна. Шире распространяются опасные паразитные растения — заразиха подсолнечника, повилика клеверная и льняная и др. Чередование яровых зерновых культур с озимыми и пропашными — одна из действенных мер борьбы с засоренностью полей.

Резко снижаются урожаи из-за насекомых-вредителей и возбудителей болезней: грибов и бактерий, которые при отсутствии севооборота распространяются очень быстро.

Вводя севооборот, сначала устанавливают, какие культуры при данном направлении, или специализации, хозяйства наиболее ценны и важны. Затем рассчитывают, на какой площади следует возделывать каждую культуру, чтобы иметь необходимое количество зерна, овощей, картофеля, кормов для сельскохозяйственных животных и других продуктов. По составу культур различают севообороты полевые, кормовые (прифермские) и специальные, например для овощных и конопли. После этого разрабатывают порядок чередования куль­тур и устанавливают число полей севооборо­та и их размеры.

Чтобы установить правильное чередование культур в севообороте, надо хорошо знать их биологию и приемы возделывания, а также ценность каждой культуры для последующей. Лучшие предшественники для зерновых и зер­нобобовых культур — пропашные (картофель, сахарная свекла и другие корнеплоды, кукуруза и т. д.).

Их высевают после глубокой вспашки, вно­сят большие дозы удобрений и в течение всего лета обрабатывают почву в междурядьях. Поэтому после уборки пропашных почва остает­ся чистой от сорняков, со значительными запасами питательных веществ.

Очень ценными предшественниками для про­пашных и зерновых по праву считаются бобо­вые культуры, обогащающие почву азотом.

Для пропашных, зерновых бобовых культур и яровых хлебов хорошими предшественниками служат озимые хлеба — пшеница, рожь, ячмень. Они угнетают сорняки, а благодаря их раннему созреванию и уборке можно хорошо подготовить почву для нового сева.

Поля нарезают достаточно большие и по возможности равновеликие, чтобы можно бы­ло лучше использовать машины и добиться высокой производительности труда. В зави­симости от природных условий, специализации хозяйства и состава возделываемых куль­тур общее число полей севооборота бывает от 3—4 до 8—10, а иногда и более. Так, напри­мер, на песчаных почвах западных районов РСФСР, в Белоруссии и в Украинском Полесье многие колхозы вводят короткие севообороты с таким примерно составом и чередованием культур: 1 — рожь на зеленый корм, а после ее уборки люпин на корм, 2 — картофель, 3 — люпин, 4 — рожь на зерно.

Для льноводческих районов характерны севообороты с посевом многолетних трав: 1 — пар занятый, 2 — озимые с подсе­вом многолетних трав, 3, 4 — многолетние травы (клевер с тимофеевкой), 5 — лен и ози­мые, 6 — картофель, 7 — яровые зерновые.

В черноземной зоне, в районах возделыва­ния сахарной свеклы и подсолнечника, широко распространены десятипольные севообороты с таким примерно чередованием: 1 — чистый и занятый пар, 2 — озимая пшеница, 3 — сахар­ная свекла, 4 — яровые зерновые (пшеница, ячмень), 5 — горох, 6 — озимые, 7 — сахарная свекла или подсолнечник, 8 — яровые зерно­вые, 9 — кукуруза на силос, 10 — озимые или яровые зерновые.

В хлопководческих районах республик Сред­ней Азии при искусственном орошении обычен такой севооборот: 1 — кукуруза и сорго (джу­гара), 2, 3 — люцерна, 4, 5, 6, 7, 8 — хлоп­чатник.

Эти примеры показывают, насколько велики могут быть различия в составе и чередовании культур в севооборотах в зависимости от спе­циализации хозяйства, природных условий и принятой системы земледелия.

Чтобы не допустить ошибок в размещении культур, составляют таблицу чередования их в каждом поле на несколько лет, лучше на весь период ротации. Вот, например, таблица чередования культур: 1 — картофель ранний, 2 — озимые, 3 — яровые и травы, 4 — травы, 5 — травы, 6 — озимые, 7 — картофель, 8 — яровые.

 





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017