Почвенные карты и агрохимические картограммы
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Почвенные карты и агрохимические картограммы

Поля нашей страны с каждым годом по­лучают все больше и больше самых разно­образных удобрений. Но количество — это да­леко не все. Не менее важно правильно исполь­зовать удобрения. А для этого, кроме особен­ностей выращиваемого растения и применяемо­го удобрения, нужно хорошо знать почвы каж­дого хозяйства, их основные агрохимические свойства. Даже в одном и том же хозяйстве, не говоря уже о хозяйствах, которые расположены в разных почвенно-климатических зонах, нель­зя пользоваться единой системой удобрения. Дозы, сроки и способы внесения удобрений зависят не только от возделываемой культуры, но и от свойств почвы.

Прежде всего нужно определить вид почвы, или, как говорят, почвенную разность: черно­зем, дерново-подзолистая, солонец, болотная почва и т. д. Для правильного применения удоб­рений очень важно также знать механический состав почвы (см. стр. 35), содержание в ней гумуса и доступных для растений питательных веществ. Дерново-подзолистые почвы, напри­мер, имеют кислую реакцию среды, содержат мало гумуса и доступных для растений пита­тельных веществ. Чтобы получить на них вы­сокий урожай, очень важно правильно приме­нять органические и минеральные удобрения в сочетании с известкованием. Пойменные и торфо-болотные почвы богаты азотом, но бедны калием. Здесь дозы азотных удобрений можно значительно уменьшить, а калийных удобрений вносить больше, чем на других почвах.

Торфяные почвы бедны также доступной для растений медью, и, следовательно, надо вносить в них и медные удобрения.

В так называемых тяжелых почвах — глини­стых и суглинистых — калия содержится боль­ше, чем в легких — песчаных и супесчаных, поэтому калийных удобрений для тяжелых почв нужно значительно меньше, чем для лег­ких. На тяжелых почвах, в особенности на кислых, фосфор быстрее переходит в малодо­ступное для растений состояние. Следовательно, здесь особое значение имеют фосфорные удобре­ния и правильный выбор способов их внесения.

Легкие почвы поглощают и удерживают ма­ло питательных веществ, и если вносить в них повышенные дозы минеральных удобрений, то в почвенном растворе непоглощенным остает­ся очень много солей, создавая вредную для растений высокую концентрацию. С другой стороны, соли из легкой почвы быстро вымы­ваются дождями, и растение не успевает их использовать. В результате на этих почвах растения в первый период своего развития мо­гут страдать от избытка минеральных со­лей, а через некоторое время испытывать ост­рый недостаток питательных веществ. Поэ­тому на легких почвах важно так называемое дробное внесение удобрений, т. е. небольшими дозами в несколько приемов — до посева (под плуг, при культивации), в рядки при посеве и нередко в виде подкормки.

Но количество питательных веществ, кис­лотность могут быть различными даже у одних и тех же почв. Это зависит от истории поля, его удобренности в прошлом, от возделываемых раньше культур. Поэтому необходимые дозы азотных, фосфорных, калийных удобрений и извести на этих участках следует устанавли­вать строго по данным химических анализов почвы, а также с учетом опытных данных.

В районах, где применяется много удобре­ний, каждое хозяйство должно иметь поч­венные карты и агрохимиче­ские картограммы полей. Их состав­ляют специалисты-агрохимики.

Чтобы обеспечить рациональное использова­ние удобрений в сельском хозяйстве, в нашей стране создается целая сеть агрохимической службы. Эта сеть состоит из отделов химиза­ции в руководящих земельных органах и из областных, зональных, районных и производ­ственных агрохимических лабораторий, осна­щенных специальными приборами и оборудо­ванием, необходимыми для проведения анализов почв. В них работают высококвалифицирован­ные агрохимики и почвоведы. Под руководством специалистов-агрохимиков в колхозах и сов­хозах составляются почвенные карты и кар­тограммы, проводятся полевые опыты, по­могающие выявить наиболее рациональные способы использования удобрений.

Пионеры и школьники могут оказать огромную помощь работникам агрохимической службы при проведении этих опытов и при взятии образцов почвы для анализа.

По почвенной карте, составляемой всего один раз, агроном или руководитель хозяйства легко увидит, какие почвы на том или другом участке, каков их механический состав, какое количество гумуса и питательных веществ содержится в различных горизонтах (слоях) почвы и какова толщина пахотного (перегной­ного) слоя той или другой почвы.

На агрохимических картограммах изобра­жаются обычно такие показатели плодородия, как кислотность и содержание питательных ве­ществ, причем только верхнего, пахотного гори­зонта почвы. Эти показатели наиболее быстро изменяются под влиянием растений, агротех­нических приемов, удобрений и т. д. Поэтому примерно через каждые пять лет составляют новые агрохимические картограммы.

Для составления картограмм берут смешан­ные образцы почвы с каждого участка (или квадрата) полей размером 2—5 га, однород­ного по почве, рельефу, предшествовавшим культурам и удобренности в прошлом. Каж­дый смешанный образец весом около 1 кг со­ставляется из 8—10 индивидуальных образцов, взятых из пахотного слоя в разных местах дан­ного однородного участка. На картограмме обо­значаются границы и очертания полей и участ­ков. На них порядковыми номерами отмечают­ся места, откуда взяты смешанные образцы. Эти же номера указаны на этикетке каждого смешанного образца. Результаты анализов этих образцов наносятся на карту красками или штрихами.

Участки, нуждающиеся в фосфорных удо­брениях с содержанием фосфора до 3 мг на 100 г почвы, обычно закрашивают светло-зеленым цветом, от 3 до 8 мг — зеленым, от 8 до 15 мг — светло-голубым и от 15 до 20 мг— ярко-голубым.

Лучше всего хозяйствам иметь несколько агрохимических картограмм. Одна будет по­казывать содержание в пахотном слое почвы фосфора (картограмма потребности в фосфор­ных удобрениях), другая — калия (картограм­ма потребности в калийных удобрениях), тре­тья — характеризовать кислотность почвы (кар­тограмма известкования).

Более или менее точные дозы удобрений под отдельные культуры можно устанавливать, только проведя полевые опыты с растениями. Но, имея агрохимические картограммы, уже значительно легче уточнить дозы удобрений под отдельные культуры.

Так, при средней обеспеченности почвы тем или иным питательным элементом (для зерно­вых — III класс, для пропашных — IV, а для овощных — V) дозы удобрений, которые рас­считываются по количеству питательных ве­ществ, необходимых для образования запланиро­ванного урожая, можно уменьшить в два раза. Если почва обеспечена питательными вещест­вами ниже среднего уровня, следует брать полные дозы.

При больше чем средней обеспеченности почвы тем или иным питательным элемен­том можно внести одну треть дозы соответ­ствующего удобрения или внести его только в рядки при посеве или при посадке.

Слева на цветной вклейке вы видите агро­химические картограммы потребности в фос­форных удобрениях и извести одного из участков вблизи деревни Коробово колхоза имени Владимира Ильича Ленина Московской области. По этим картограммам легко устано­вить, что почвы вокруг деревни неодинаково плодородны. Так, юго-восточнее деревни (уча­стки, где взяты смешанные образцы 61 и 44) почва сравнительно богата фосфором, в ней нет избыточной кислотности, поэтому известковать ее не нужно. Восточнее этой деревни (смешан­ные образцы 77, 78, 80, 81 и 82) почва очень плохо обеспечена фосфором и отличается кис­лой реакцией. Еще более низкое содержание фосфора и большая кислотность у почв той ча­сти поля, которая расположена на северо-западе от деревни (образцы 11 и 10). На этом участке необходимо применять полные минеральные удобрения, содержащие азот, фосфор и калий, и известковать почву, внося известь под наи­более отзывчивые культуры.

Почва в северо-восточном углу поля (сме­шанные образцы 20, 21 и 22) сравнительно хо­рошо обеспечена фосфором. Здесь доза фосфор­ных удобрений должна быть уменьшена. Извест­кования эта почва тоже не требует.

Так агрохимические картограммы помога­ют применять удобрения и известь именно на тех полях и участках, где это действительно нужно, и выбрать правильные их дозы для получения планируемого урожая.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017