Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Жан Батист Буссенго

(1802—1882)


В 20—30-х годах прошлого столетия в стра­нах Южной Америки шла освободительная война против испанского владычества. К пред­водителю армии восставших, легендарному Си­мону Боливару, явился юноша с письмом от знаменитого ученого, исследователя Южной Америки Александра Гумбольдта. Гумбольдт рекомендовал его, Жана Батиста Буссенго, в качестве горного инженера. В то время Жану Буссенго было всего 20 лет. Окончив горную школу во французском городе Сент-Этьенне, юноша отправился за океан, в Южную Амери­ку, чтобы изучать природу этой страны.

У Боливара не было должности горного инженера, и он предложил юноше чин офицера в своей армии. Шесть лет провел Буссенго в армии, боровшейся за независимость своего народа, и потом на всю жизнь остался убежден­ным демократом и республиканцем.

В Южной Америке Буссенго изучал залежи чилийской селитры, определял состав газов в кратерах вулканов, проводил немало других интересных и новых для того времени исследо­ваний. Вернувшись на родину, во Францию, уже известным ученым, Буссенго получил место профессора в г. Лионе, затем переехал в Париж, где преподавал в Высшей школе искусств и ремесел. Вскоре ученый был удо­стоен звания академика.

Жизнь Буссенго внешне текла теперь очень однообразно, но за этим внешним спокойствием скрывалась напряженнейшая работа мысли, повседневный подвиг ученого.

Буссенго был одним из создателей новой науки — агрономической химии, т. е. химии почв, растений и удобрений. Буссенго ввел в агрономию «весы», т. е. точные методы хими­ческого анализа растений, почв и удобрения в поле.

Кроме того, он внес важный вклад в физио­логию растений — науку о жизненных про­цессах в растительных организмах. К. А. Ти­мирязев с гордостью называл себя учеником Буссенго и посвятил его памяти замечательный труд «Земледелие и физиология растений».

В 1870 г. Климент Аркадьевич слушал лек­ции Буссенго и оставил нам яркие воспомина­ния о нем. Тимирязев сообщает такую инте­ресную деталь. Когда он попросил у Бус­сенго разрешения поработать в его лаборато­рии, тот отказал. Оказывается, его лаборато­рия была настолько мала, что в ней не было места для лишнего человека. Однако Буссенго тут же пригласил Тимирязева прослушать курс его лекций и обещал осветить в них бо­лее подробно интересовавшие Тимирязева во­просы.

Во время лекций Буссенго и его ассистен­ты проделывали самые сложные опыты и тут же производили вычисления полученных резуль­татов. Таким образом, перед слушателями про­ходил весь процесс доказательства научного положения.

С 1836 г. Буссенго в своих имениях в Эль­засе ставил полевые опыты, сопровождая их точными химическими анализами. Из его работ ученые-химики впервые узнали, что азот вхо­дит в состав организма не только животных, как тогда считали, но и растений.

Тщательно анализируя химический состав растений, Буссенго заинтересовался тем, как происходит обмен веществ, в частности азота, в их организме. Он установил, что с урожаем растений выносится азота из почвы больше, чем было его во внесенных удобрениях. Буссенго проводил анализы в пятипольном севообороте. где пропашные культуры чередовались с зер­новыми и бобовыми таким образом: пропашные, яровая пшеница, клевер, озимая пшеница, овес. Ученый пришел к выводу, что после зерновых культур количество азота в почве уменьшается, а после бобовых — увеличивается. Таким обра­зом, злаки и другие культурные растения исто­щают запасы азота в почве, а бобовые культу­ры, например клевер, обогащают почву азотом.

Он высказал предположение, что бобовые берут часть азота из воздуха.

Благотворное действие навоза и других удобрений Буссенго объяснял тем, что с ними в почву вносится азот. Ученый еще в Южной Америке наблюдал, что бесплодные почвы пусты­ни, удобренные птичьим пометом (гуано), стано­вились плодородными и приносили хорошие уро­жаи. Азот в гуано содержится в форме аммоний­ных солей.

Во взглядах на азотное питание растений Бус­сенго резко расходился с другим крупным хи­миком того времени Юстусом Либихом. Либих, не проведя соответствующих опытов, утверждал, что все растения получают азот из воздуха и что небольших количеств аммиака в воздухе достаточно, чтобы обеспечить потребность растений в азоте. Он советовал земледельцам не вывозить навоз на поля, что требует затраты сил и средств, а сжигать его и вносить в почву золу (при сжигании любого органического вещества азот в виде газообраз­ных окислов улетучивается в атмосферу, в золе остаются только минеральные вещества).

Буссенго всегда подходил к растению как физиолог, пытаясь поставить специальный опыт и выведать ответ у самого растения. Для опро­вержения взглядов Либиха Буссенго проделал такой опыт. На одной делянке он вносил в почву навоз, а на другой — только золу от такого же количества навоза. Делянка с золой не дала хорошего урожая. Этим простым опы­том было доказано, что Либих неправ.

Выводы Буссенго о значении азотных удоб­рений для растений были вскоре подтверждены на Ротамстедской опытной станции в Англии. Здесь ученые Лооз и Гильберт с 1842 г. стали систематически изучать роль удобрений в жиз­ни растений. Ротамстедская станция существует до сих пор. Приезжающим на станцию в первую очередь показывают эти классические опыты, которые ведутся непрерывно уже свыше 120 лет.

Полевые опыты Буссенго положили начало опытному делу во всех странах мира. Сейчас в любой стране на многочисленных опытных станциях выводятся новые сорта растений, раз­рабатывается и проверяется новая агротех­ника, изучаются вопросы животноводства.

Буссенго проделал и первые точные опыты с кормлением животных, сопровождавшиеся точными химическими анализами. Эти опыты показали, что самые ценные корма те, которые наиболее богаты азотом.

Но самое большое значение для науки име­ли его исследования азотного питания растений.

Как усваивают растения азот? Вопрос этот так захватил Буссенго, что он в шестидесятых годах снова возвращается к нему. Он проделы­вает точнейшие опыты: выращивает растения на прокаленном толченом кирпиче в закры­том стеклянным колпаком пространстве, где нет и следа аммиака, и поливает их водой, ли­шенной азотных солей. В этих условиях выро­сли очень маленькие растения, ученый их назвал предельными. Предельные растения раз­вивались за счет азота, имевшегося в семени. Анализы показали, что в каждом растении бы­ло такое же количество азота, как и в семени, из которого оно развилось. Другие же расте­ния, которые получали азот в виде солей азот­ной кислоты или солей аммония, развивались нормально. На основании этих опытов ученый сделал окончательный вывод: зеленые расте­ния не усваивают молекулярный азот атмос­феры, а получают азот из почвы через свою корневую систему.

Это было верное решение. Только как же быть с бобовыми? Ведь еще в ранних своих опы­тах, поставленных в полевых условиях, Буссен­го отметил, что бобовые усваивают часть азота из воздуха. Теперь же, уточняя в лаборатории поста­новку опыта, прокаливая почву или толченый кирпич, Буссенго уничтожал все бактерии, в том числе и клубеньковые, и бобовые культуры в его опытах не образовывали клубеньков и не могли усваивать азот из воздуха. Ученый распростра­нил свой вывод и на бобовые растения. И это было ошибкой. Исправить ее помогли через тридцать с лишним лет немецкие ученые Гель-ригель и Вильфарт. К тому времени, после исследований Пастера, уже появилось новое учение о микробах — наука микробиология. Гельригель установил, что на корнях бобовых растений есть клубеньки, в которых находятся бактерии, усваивающие азот из воздуха и обо­гащающие почву азотом.

Изучая азотное питание растений, Буссенго фактически разработал новый вегетационный метод выращивания растений в специальных вазонах (горшочках) с почвой, песком и дру­гими материалами. Этот метод и сейчас исполь­зуется агрохимиками и физиологами растений, изучающими корневое питание растений.

Буссенго уделил много внимания и изуче­нию процесса фотосинтеза, ряд его открытий в этой области не потерял своего значения и теперь.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017