Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Дмитрий Николаевич Прянишников

(1865—1948)


Выдающийся советский ученый — агрохи­мик, физиолог растений и биохимик, растение­вод — Дмитрий Николаевич Прянишников ро­дился в забайкальском городе Кяхте (ныне Бурятская АССР). В эти отдаленные места был сослан его дед, солдат николаевского времени, за какую-то дерзость офицеру. Дмитрий Нико­лаевич рано лишился отца и не помнил его, но на всю жизнь сохранил память о матери, которая воспитала в нем уважение к труду и трудовому народу.

Всегда с благодарностью отзывался Дмит­рий Николаевич о некоторых своих учителях из иркутской гимназии. В мрачные годы реак­ции они будили у юношей ненависть к тира­нии, к царизму. Большое влияние оказал на Прянишникова-гимназиста и прогрессив­ный журнал «Отечественные записки».

Окончив гимназию с золотой медалью, юно­ша поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Здесь его любимыми учителями стали выдающиеся ученые — ботаник, физиолог К. А. Тимирязев, физик А. Г. Столетов, химик В. В. Марковников и др.

В студенческие годы Прянишников увле­кался химией. Профессор В. В. Марковни­ков, оценив его одаренность и склонность к научной работе, пригласил юношу остать­ся при его кафедре.

Но Дмитрий Николаевич решил «быть бли­же к народу, к практике» и по окончании университета поступил в Петровскую земле­дельческую и лесную академию (ныне Мо­сковская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева).

Студент академии Прянишников проводит опыты, изучая питание и удобрение сахарной свеклы, в Воронежской губернии. Результаты этих опытов были настолько интересны и зна­чительны, что К. А. Тимирязев предложил оста­вить Прянишникова в академии для подготовки к научной работе.

Молодой ученый начал исследовать превра­щение азотистых веществ в растениях. Он сде­лал выдающееся открытие, установив, что в обмене азотистых веществ у животных и растений много общего. Это открытие имело большое значение для познания законов эволюции жи­вых организмов. В организме животных часть распадающегося белка превращается в аммиак— ядовитое азотистое вещество. Он обезврежи­вается, превращаясь в мочевину, которая выде­ляется из организма. В растениях в процессе распада белков также образуется аммиак, который связывается в аспарагин.

Аспарагин играет такую же роль в расти­тельных организмах, как мочевина в живот­ных, но растения не выбрасывают его. Аспара­гин откладывается в растении — это как бы склад запасного аммиака. Когда растению пона­добится новое количество белка, аммиак при помощи особого фермента отщепляется от аспарагина и идет на построение новых амино­кислот, а из них и белковых веществ. Так Прянишников доказал, что с аммиака начи­нается и аммиаком заканчивается превраще­ние азотистых веществ в растении.

Эти исследования принесли Прянишникову славу замечательного биохимика и физиолога растений. Они стали фундаментом современной теории азотного питания растений.

В 1895 г. Дмитрий Николаевич становится профессором и с этих пор сочетает огромную научную работу с подготовкой ученых и спе­циалистов. Почти шестьдесят лет ученый был неразрывно связан с Тимирязевской сельско­хозяйственной академией, вплоть до своей кон­чины в 1948 г.

Здесь, в академии, Дмитрий Николаевич долгие годы читал курсы частного земледелия (растениеводства) и учения об удобрении. С 1928 г. он целиком сосредоточил свое внима­ние на курсе агрохимии. Со своими многочис­ленными учениками Прянишников системати­чески проводил вегетационные опыты. Изучая питание растений, он выращивал их на вод­ных растворах, в почве, в стерильном песке. Подобно Буссенго (см. стр. 371) он считал, что нужно «спрашивать само растение», в чем оно нуждается. И сам умел это делать в совершен­стве. Тонкими химическими анализами он выведывал все тайны обмена веществ в расте­ниях.

Особенно тщательно разрабатывал ученый теорию азотного питания растений и примене­ния азотных удобрений. Азот играет исклю­чительно важную роль в жизни всех организ­мов. Он входит в состав белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла и ряда других важней­ших веществ, синтезируемых зелеными расте­ниями. При азотном голоде листья теряют зеле­ную окраску, рост растения приостанав­ливается. Напротив, достаточное количество азотистой пищи вызывает буйный рост расте­ния, придает интенсивную зеленую окраску листьям, увеличивает их размеры и удлиняет продолжительность их жизни. При достаточной обеспеченности азотом не только повышается урожай, но и возрастает содержание в расте­ниях белка и клейковины в зерне, увеличива­ется питательная ценность продукции.

Еще в начале XX в. Прянишников на осно­вании своих опытов назвал азотнокислый аммо­ний удобрением будущего. Он имел в виду высо­кое содержание азота в этой соли (почти 35%), кроме того, в ней одновременно присутствуют две формы азота — восстановленная (NH4) и окисленная (NO3), поэтому растения могут выбирать ту форму, которая для них в тот или иной период роста наиболее приемлема.

Предвидение ученого полностью сбылось еще при его жизни. В начале первой пятилетки советская химическая промышленность осво­ила производство аммиачной селитры. В наше время это главное азотное удобрение, и к тому же одно из сильнодействующих.

В последние годы получают распростране­ние жидкие азотные удобрения (сжиженный аммиак, аммиачная вода, аммиакаты). Работы Прянишникова, начатые им в 1900 г., задолго до того как возникла промышленность по син­тезу аммиака из азота воздуха, дают агрономам правильные указания, как применять нитрат­ные, аммиачные и аммиачно-нитратные удоб­рения в тех или иных конкретных условиях.

Прянишников всегда тесно связывал воедино агрохимию, физиологию растений и земледелие.

В нашей стране много залежей фосфоритов, но значительная часть их содержит низкий про­цент фосфора и не может служить сырьем для из­готовления суперфосфата и других легкодоступ­ных растениям минеральных фосфорных удоб­рений. Еще в 1896 г. Дмитрий Николаевич заинтересовался вопросом, нельзя ли приме­нить в качестве удобрений тонкоразмолотый фосфорит без химической переработки.

Прежде всего он решил выяснить, какую роль в усвоении разными растениями фосфор­ной кислоты из фосфоритной муки играют в от­дельности особенности растения, почвы и при­рода самих фосфоритов.

Уже первые опыты показали, что хлебные злаки неспособны питаться фосфорной кислотой фосфоритов, а горчица, люпин, отчасти и го­рох усваивали такой фосфор хорошо. Впослед­ствии это свойство было обнаружено у гречихи, донника, эспарцета и конопли. Затем Пряниш­ников установил, что только кислые подзоли­стые и торфяные почвы, а также северные (деградированные) черноземы делают фосфо­риты доступными для злаков. И наконец, не меньшее значение имеют и свойства самих фосфоритов, так как разные фосфориты на одних и тех же почвах неодинаково усваива­лись растениями. Очень многое зависит от степени размола фосфоритов: чем размол тоньше, тем выше действие фосфоритной муки на урожай.

Претворение в жизнь результатов этих работ ученого имеет большое народнохозяй­ственное значение: 80 млн. га кислых и слабо­кислых почв в СССР можно с успехом удоб­рять фосфоритной мукой — самым дешевым фос­форным удобрением.

Нет такой области агрохимии, которую Дмит­рий Николаевич не обогатил бы своими тру­дами. Эти труды составили научные основы химизации земледелия. Всего он опубликовал свыше 550 работ, в том числе много книг: «Агрохимия», «Азот в жизни растений и в зем­леделии СССР», «Химия растения», «Частное земледелие» и др. Они еще долгие годы будут настольными книгами агрономов и агрохими­ков.

Прянишников всю жизнь был окружен молодежью, которая любила его как мудрого учителя, бескорыстного наставника и пламен­ного патриота. А Дмитрий Николаевич ценил в своих учениках прежде всего трудолюбие, самостоятельность мысли, критическое отно­шение к полученным результатам, стремление не успокаиваться на достигнутом.

Дмитрий Николаевич заботился о том, чтобы высшая сельскохозяйственная школа не огра­ничивалась пассивным ознакомлением слуша­телей с результатами научных исследований, а вооружала бы их методами таких исследова­ний, чтобы студенты знали, как добываются научные факты, и по возможности сами по­пробовали сделать хотя бы первые шаги на исследовательском пути. «Это относится не только к тем,— писал ученый,— которые имеют в виду дорогу к кафедре, и не только для деятелей опытного дела, но и для каждого агронома... Чрезвычайно важной является возможность самому прикоснуться к научной работе, хотя бы временно и в скромной форме; такая прикосновенность оставляет след на всю жизнь, приучает к более разносторонней оценке явлений, к самокритике, предостере­гает от наклонности к слишком упрощенным решениям».

Дмитрий Николаевич всегда верил в талант­ливость простого народа. Еще в 1914 г. он категорически возражал против распростра­ненного в буржуазной среде мнения, что семья должна пройти через несколько по­колений культуры, пока дети будут способны к высшим проявлениям творчества. Он гово­рил тогда: «....не возвращаясь к Ломоносову, мы видим и теперь, как то там, то тут одарен­ные самородки из крестьянской среды стано­вятся видными научными работниками... Сколько же подобных дарований в народной массе остается теперь непроявленными». Пря­нишников настаивал уже тогда на такой системе образования, которая «не только проявляла бы серьезные дарования детей народа, но и создавала бы у них привычку к постоян­ному творческому труду...». Эта мечта учено­го осуществилась только после Великого Ок­тября.

Как подлинный гуманист, Прянишников вое­вал с человеконенавистниками мальтузианца­ми — последователями учения Мальтуса, анг­лийского буржуазного экономиста конца XVIII — начала XIX в. Мальтус считал, что население земного шара увеличивается слишком быстро и вскоре не хватит продовольствия, чтобы про­кормить его, и на этом основании называл войны и эпидемии, уносящие миллионы челове­ческих жизней, благодетелями человечества. Прянишников показал, что Мальтус неправ: подняв культуру земледелия, в частности с по­мощью химизации, можно так резко увеличить производство сельскохозяйственных продуктов,

что их хватит с избытком на все возрастающее население мира.

Всю свою яркую жизнь, талант исследова­теля и дар педагога Дмитрий Николаевич отдал на благо народа. Родина высоко оценила за­слуги своего выдающегося сына. Он был изб­ран академиком, удостоен звания Героя Социа­листического Труда, награжден многими орде­нами, Ленинской и Государственной преми­ями.

Ученики Прянишникова — академики, профес­сора, сотни научных работников и тысячи агрономов — развивают его учение, помогают реализовать на практике его научные открытия.






 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017