Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Николай Максимович Тулайков

(1875—1938)


Николай Максимович Тулайков был сыном крестьянина. Родился он в симбирском селе Акшуат. Николай Максимович окончил сель­скую начальную школу, затем четырехклассное училище в г. Саранске, Мариинское земледель­ческое училище близ Саратова и, наконец, в 1901 г.— Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйствен­ная академия им. К. А. Тимирязева). Нелегким был путь крестьянского сына к науке. Благо­даря своему исключительному трудолюбию и выдающимся способностям Тулайков стал раз­носторонним ученым с мировым именем.

По окончании института Тулайкова для подготовки к научной работе пригласил на свою кафедру его учитель профессор В. Р. Вильяме. Тулайков принял приглашение. Но он не был кабинетным ученым, ему не сиде­лось в стенах института. 1901 — 1907 гг. прохо­дят в непрерывных экспедициях. Он изучает почвы Тверской губернии, Муганской степи в Восточном Закавказье, знакомится с красно­земами Кавказа и Западного Закавказья, ис­следует грунты и почвы по линии проектиро­вавшейся тогда железной дороги от Актюбинска через Тургай и Акмолинск до Семипалатинска. Уже в самых первых своих работах Н. М. Тулайков тесно связывает науку о почвах с сель­скохозяйственным производством.

Особое внимание ученого привлекли солон­цы и другие засоленные почвы, непригодные для посевов. На многих из них с трудом могут ра­сти только самые неприхотливые степные рас­тения — черная полынь, различные солянки. Есть и такие засоленные почвы, на которых совсем ничего не растет. А ведь площадь, за­нимаемая засоленными почвами, очень велика. Николай Максимович поставил перед собой задачу найти пути и способы улучшения этих почв, чтобы их можно было использовать для сельского хозяйства. Решению ее он посвятил несколько лет. Основные итоги сво­их исследований ученый изложил в книге «Солонцы, их улучшение и использование» (1922) и в более ранних статьях.

1908—1909 гг. Тулайков провел в загра­ничной командировке — сначала в Америке, потом в Англии и Германии. Он был студентом Калифорнийского университета, слушал курс почвоведения у крупнейших американских профессоров, изучая постановку агрономиче­ского образования в США. В то же время Нико­лай Максимович тщательно знакомился на практике с приемами улучшения засоленных почв, с устройством оросительных систем в ряде штатов.

С 1910 г. Тулайков — директор Безенчукской опытной сельскохозяйственной станции. Здесь со всей полнотой и силой развернулся его талант ученого и организатора. В короткие сроки маленькая опытная станция превратилась в крупное научное учреждение, широко извест­ное не только в нашей стране, но и за рубежом. Такова же была судьба Саратовской опытной станции, которой Николай Максимович руко­водил впоследствии: она скоро выросла в Ин­ститут засухи, преобразованный позднее во Всесоюзный институт зернового хозяйства. Его директором Тулайков оставался до августа 1937 г.

Тулайков много энергии отдает делу созда­ния такого хозяйства на юго-востоке страны, которое имело бы устойчивые урожаи при раз­ных погодных условиях. Главный бич земледе­лия в этом крае — засуха. Борьба с засухой— вот основная задача, которую поставил перед собой ученый.

Прежде всего нужно было научиться наибо­лее полно собирать влагу. Николай Максимо­вич начал опыты по снегозадержанию, пытаясь найти ответы на множество важнейших вопро­сов: чем и как лучше и дешевле задержать снег, как расставить щиты или расположить посевы задерживающих снег растении — ку­лисы, везде ли и на всех ли полях нужно на­капливать одинаковое количество влаги в поч­ве, или это нужно делать в зависимости от потребности растений в воде? А как сохранить собранную воду в почве до того момента, когда в ней будут особенно нуждаться растения? На основе тщательных исследований ученый разрабаты­вает средства «закрытия почвенной влаги», т. е. рыхления поверхностного слоя почвы, чтобы прекратить испарение влаги из ее ниж­них слоев.

Но этого для успешной борьбы с засухой было мало. Надо было еще узнать, одинакова ли потребность всех растений в воде, или раз­личные растения по-разному нуждаются в ней. Можно ли научиться отбирать из множества сортов сельскохозяйственных растений такие, которые экономнее расходуют воду в про­цессе жизнедеятельности, и затем выявить наиболее «экономные» растения, на которые можно было бы опереться в земледелии за­сушливых районов? Чтобы ответить на эти вопросы, Тулайков организует опыты по изу­чению транспирационных коэф­фициентов у разных сельскохозяйствен­ных культур и их сортов в различных почвенно-климатических условиях. Транспирационный коэффициент — это количество воды в граммах, расходуемое растением на образова­ние одного грамма сухого вещества своего тела.

Богатейший экспе­риментальный материал, собранный ученым, поз­волил с большой точно­стью определить вод­ный режим каждо­го культурного расте­ния. Оказалось, что яро­вая пшеница и другие яровые злаки особенно нуждаются в воде в пер­вую половину лета. Именно в этот период у них закладывается фундамент урожая. Дру­гие культуры — просо, кукуруза, корнеплоды — стойко переносят весен­нюю засуху и, прекрасно используя перепадаю­щие в конце лета дож­ди, дают полноценный урожай. Николай Мак­симович установил, какое количество воды необходимо для каждой культуры, в какой период роста растению осо­бенно нужна вода, чтобы был обеспечен нормаль­ный урожай, с какой скоростью поглощает растение воду и как регулирует величину ее испарения.

Полученные сведения оказались очень важ­ными. Опираясь на них, ученый доказал, что здесь, в засушливом Поволжье, можно с ус­пехом возделывать самые разнообразные куль­туры.

Особое внимание ученый уделял пшенице, разрабатывая приемы ее выращивания. Пше­ница — это главное богатство Поволжья. Имен­но в Поволжье родится неповторимое по каче­ству янтарное зерно. Оно содержит до 22% белка, а в других районах процент белка в зер­не колеблется от 10 до 15. С чем связана способ­ность пшеничного растения создавать такой высокий процент белка? Николай Максимо­вич проводит много опытов и находит ответ на этот вопрос. Оказалось, что в этом районе почвенный раствор содержит соли в повышен­ной концентрации. А чем выше концентрация солей в почвенном растворе, которым питается растение, тем больше белка создается в пше­ничном зерне.

Кукурузу Тулайков тоже считал перспек­тивной для Поволжья культурой. В своих лек­циях, брошюрах, статьях он рекомендовал шире возделывать это замечательное растение и сам участвовал в выведении первых сортов кукурузы для этой зоны.

Тулайков по праву считается основополож­ником «сухого земледелия» в нашей стране. Самым реальным средством борьбы с засу­хой он считал орошение. В 1932 г. он возгла­вил Комиссию по ирригации Поволжья при Академии наук СССР.

Николай Максимович последовательно и энергично пропагандировал среди крестьян рациональные приемы земледелия. Ученый сгруппировал вокруг себя крестьян-опытни­ков, они стали проводниками его идей в широ­кие крестьянские массы. Он активно помогал организовывать колхозы, видя в них залог про­цветания края. «Солнечному, знойному, суро­вому краю я посвящаю всю свою жизнь»— эти слова были девизом ученого.

Ведя большую и оригинальную исследо­вательскую работу, Тулайков активно участво­вал в организации всего опытного дела в стране, в организации Всесоюзной академии сельско­хозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), вице-президентом которой он был со дня ее основания.

Ученый предлагал расширить посевы зер­новых на залежных и целинных землях. Он впервые высказал соображения и о возможности продвижения посевов зерновых культур, глав­ным образом пшеницы, на восток и впоследст­вии научно обосновал это.

Энергия этого человека была неистощима, он непрерывно разъезжал по стране. Его видели то в республиках Средней Азии, то в городах и районах Дальнего Востока, то в хозяйствах Поволжья. И везде Николай Максимович проводил агрономические консультации, соби­рал нужные ему материалы по организации сельского хозяйства, выступал с лекциями, докладами, сообщениями и т. д.

В 1929 г. Тулайкову было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники. В том же году в числе первых ему была вручена пре­мия В. И. Ленина за работу по агрономии. Через три года его избирают действительным членом Академии наук СССР.

Николай Максимович Тулайков оставил свыше 400 научных и популярных книг и ста­тей, он был ученым того типа, у которого твор­ческая мысль опережала уровень современных ему знаний. Поэтому многие его научные поло­жения, высказанные 30—40 лет назад, и ныне представляют интерес для работающих в обла­сти агрономии.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017