Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Василий Прохорович Горячкин

(1868—1935)


Автомобиль, трактор, корабль, самолет — любая техническая конструкция должна быть спроектирована и рассчитана на строго научной основе, которую дает теория машин. Отступле­ние от требований теории ведет к тем или иным дефектам в машине, а иногда и полной ее негод­ности.

До начала нашего столетия теории сельско­хозяйственных машин вовсе не существовало, хотя к тому времени было уже много всевоз­можных орудий и машин для сельского хозяй­ства: от плугов, борон, катков, культиваторов до косилок, жнеек, сноповязалок, молотилок. А в Америке были уже и комбайны для одно­временной уборки и обмолота зерновых коло­совых хлебов (передвигали эти комбайны по полю мулы или лошади). Но все эти машины создавались и совершенствовались чисто опыт­ным путем. Это был путь трудный, долгий, край­не медленный, дорогой и ненадежный, путь по­исков вслепую, которые часто не оправдывают надежд.

Основоположником теории сельскохозяй­ственных машин был замечательный русский ученый Василий Прохорович Горячкин. Имен­но он впервые в мире разработал теоретические основы расчета и построения сельскохозяй­ственных машин и орудий.

Василий Прохорович родился в Москве в семье бывшего крепостного горнозаводского мастерового. Отец его, Прохор Иванович Го­рячкин, был отпущен на оброк. Переехав в Москву, он поступил слесарем на Николаев­скую (ныне Октябрьская) железную дорогу. Способный и энергичный человек, он вскоре стал помощником главного механика, а затем и главным механиком ремонтных мастерских. Когда Василию не было еще трех лет, он лишился матери. Попечение над осиротевшими детьми Прохора Ивановича (а их было один­надцать) взяла на себя семья его старшего сына.Двенадцати лет Василий потерял и отца. Воспитывался он в семье старшего брата Нико­лая. Николай Прохорович, как и отец, был от природы одаренным человеком. Он обучался грамоте у дьячка и не имел никакого другого образования. Между тем после смерти отца Николай Прохорович занял должность глав­ного механика железнодорожных мастерских и успешно справлялся с этим делом. А долж­ность эта требовала и административных спо­собностей, и технических знаний. Брат-опекун заботился об образовании и воспитании Васи­лия Прохоровича, но в его семье царили суро­вые и строгие порядки, мальчик видел мало теплоты и ласки. Это наложило отпечаток на характер Василия Прохоровича, на всю его жизнь. Но внешняя сухость и суровость соче­тались у него с чрезвычайной добротой и бла­гожелательностью к тем, в ком он замечал инте­рес и стремление к науке и способность твор­чески мыслить.

После гимназии Василий Прохорович по­ступил на отделение математических наук физико-математического факультета Московского университета, которое окончил в 1890 г., а в 1894 г. он окончил и Московское высшее техни­ческое училище (МВТУ). Здесь темой его дип­ломного проекта был паровоз. По-видимому, интерес к паровозу он унаследовал от отца к брата.

По рекомендации директора училища он был назначен исполняющим обязанности адъюнкт-профессора по кафедре «учения о сельскохозяй­ственных машинах, орудиях и двигателях» в Мос­ковском сельскохозяйственном институте (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева).

Для подготовки к научной работе и препо­даванию в сельскохозяйственном институте Ва­силий Прохорович Горячкин был командирован «в Россию и за границу».

В те годы, как мы уже говорили, все больше и больше машин применялось в сельском хозяй­стве, быстро развивалось сельскохозяйственное машиностроение.

Но на эти машины было принято смотреть как на примитивные устройства, которые не могут быть предметом научного изучения, так как в них все просто и ясно.

Вся литература по сельскохозяйственным машинам в те времена сводилась к так назы­ваемому описательному машиноведению, не имеющему ничего общего с научной техниче­ской дисциплиной.

«Сельскохозяйственное машиностроение, на­ходясь в руках практиков, не имеет под собой научной почвы. До сих пор не существовало ни одной книги ни на русском, ни на иностранном языке по изучению конструктивных форм и расчета сельскохозяйственных машин и орудий. Поэтому общий уровень сельскохозяйственного машиностроения очень низок и производит грустное впечатление», — писал Василий Про­хорович в 1913 г.

И Горячкин поставил перед собой задачу разработать научную теорию сельскохозяйст­венных машин, поднять ее на уровень современ­ной технической дисциплины.

Начав преподавание, или, как в то время говорили, чтение, своего курса на таком мате­риале, который его самого не удовлетворял, Горячкин углубился в изучение огромного ко­личества уже существовавших машин. Он стре­мился прежде всего выяснить основные механи­ческие явления и процессы, определяющие дей­ствие каждой машины, и не только выразить механический принцип, на котором основано ее действие, но и определить законы, управляющие ее рабочим процессом. Постепенно Васи­лий Прохорович создал новую техническую дисциплину, заключающую в себе основы тео­рии каждого вида сельскохозяйственных машин. Ее он назвал земледельческой механикой. Из этой дисциплины вытекают методы проектиро­вания и расчета каждой машины. Часть этих методов разработал сам Василий Прохорович. Его дело продолжают новые и новые поколения инженеров.

Для изучения сельскохозяйственных машин Горячкин организовал в 1913 г. при своей ка­федре большую научную лабораторию, которую он назвал машиноиспытательной станцией. Это была его основная опытная база.

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция открыла перед ученым новые, неогра­ниченные возможности. Неизмеримо возросли масштабы исследований. В 1928 г., когда маши­ноиспытательная станция уже не могла служить для них базой, под Москвой был организован первый в СССР крупный Научно-исследова­тельский институт земледельческой механики, вскоре переименованный во Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйствен­ного машиностроения (он успешно работает и сейчас).

В дальнейшем такой же институт воз­ник на Украине. Позднее подобные институты были организованы и в некоторых соседних с СССР социалистических странах.

Разработка конструкций сельскохозяйствен­ных машин в СССР теперь основана на стро­гих научно-технических расчетах и стала пред­метом современного инженерного проектиро­вания.

В Московской сельскохозяйственной акаде­мии на инженерном отделении при энергичном участии Горячкина был организован факультет сельскохозяйственного машиностроения на основе земледельческой механики. Позднее он был преобразован в Московский институт инже­неров сельскохозяйственного производства. Так Василий Прохорович положил начало двум но­вым инженерным специальностям: проектиро­вание и производство сельскохозяйственных машин и инженерное руководство сельскохо­зяйственным производством.

Какое значение имел переход к методам ин­женерного проектирования сельскохозяйствен­ных машин и орудий на основах, разработан­ных В. П. Горячкиным, видно из такого наглядного примера. В двадцатых годах на плугостроительном заводе в Челябинске проходил произ­водственную практику студент факультета сель­скохозяйственного машиностроения Московской сельскохозяйственной академии, ученик Васи­лия Прохоровича. Ему поручили исправить рабочую поверхность плужного корпуса, кото­рая получалась при штамповке искаженной из-за износа штампа.

Для исправления этой поверхности ему было предложено покрыть ее слоем гипса, за­тем слепку придать нужную форму, выров­няв его на глаз линейкой. По исправленной этим способом рабочей поверхности корпуса плуга предполагалось отформовать литейную модель для отливки нового штампа.

Изумленный студент сообщил технической администрации, что ему нужны не гипс и ли­нейка, а чертежные принадлежности и бумага, потому что он владеет точным графическим ме­тодом проектирования как плужных рабочих поверхностей, так и штампов для штамповки их по заранее заданным геометрическим пара­метрам. Этот метод разработан профессором В. П. Горячкиным. Теперь удивились работ­ники завода и целой группой с недоверием сле­дили за работой студента: они считали, что этот объект не поддается техническому проектиро­ванию.

А в наше время не только плуги, но и все сельскохозяйственные машины спроектированы советскими конструкторами на строго научной основе. В трудах В. П. Горячкина для каждого вида машин конструкторы находят теоретические основы проектирования и расчета. Развивая начатое В. П. Горячкиным, советская техниче­ская наука прочно удерживает в мире приори­тет в области земледельческой механики и мето­дов проектирования сельскохозяйственных ма­шин.

Болезнь прервала жизнь Василия Прохоро­вича, когда он был еще полон творческих сил.

Немного есть ученых, которые за свою жизнь выполнили такой колоссальный научный труд, как почетный член Академии наук СССР Васи­лий Прохорович Горячкин.

Он создал новую научную дисциплину, из которой выросла целая отрасль технических знаний, ставшая в СССР основой технической культуры сельскохозяйственного машинострое­ния и социалистического сельскохозяйственно­го производства.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017