Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Как провести полевой опыт

Чтобы успешно провести полевой опыт и получить достоверные данные, нужно соблю­дать определенные правила.

Для опыта нужны опытная и контрольная делянки. Все приемы и условия возделывания растений (обработка почвы, внесение удобрений, сроки посева, прополка, рыхление, подкормка, полив) на опытной и контрольной делянках должны быть совершенно одинаковыми, кроме одного, предусмотренного темой опыта.

При сортоизучении обязательно надо высе­вать или высаживать на контрольную делянку районированный сорт (наиболее урожайный сорт, утвержденный Государственной комиссией по сортоиспытанию сельскохозяйственных куль­тур для выращивания в почвенно-климатических условиях вашей местности) и урожайность испытываемых сортов сравнивать с райониро­ванным.

Если цель опыта — вырастить высокий уро­жай или получить гибридные семена, контроль­ная делянка не закладывается, контролем будет служить урожай этой культуры в вашем колхо­зе, совхозе.

Если сравнивают и изучают несколько прие­мов повышения урожайности, их называют вариантами опыта. В этом случае опыт проводится не на двух (опытная и конт­рольная), а на нескольких делянках.

Опытный участок должен быть ровным (без ложбин, западин, бугров), однородным по пред­шественникам (ранее выращиваемым культу­рам) и составу почвы, одинаково обеспечен пи­тательными веществами. Проделав анализы, можно установить механический состав почвы, ее кислотность, содержание в ней питательных веществ.

Чтобы опыт был точнее, опытную и конт­рольную делянки обычно закладывают в форме вытянутых прямоугольников, прилегающих друг к другу длинными сторонами. Длина делянки может быть больше ее ширины в 5—20 раз. Делянки следует располагать вдоль склона, потому что с понижением плодородие почвы увеличивается. На орошаемом участке делянки размещают так, чтобы их удобно было поливать.

Вокруг каждой делянки желательно иметь защитные полосы. Ширина защитной полосы на поперечных сторонах — 2 м (для разворота орудий). Для зерновых культур вдоль про­дольных границ делянок можно оставлять до­рожки шириной 30—40 см, для пропашных (са­харная свекла, подсолнечник, кукуруза, кар­тофель и др.) дорожки можно не оставлять. Урожай с защитных полос не учитывается.

Размеры делянок в зависимости от условий опыта и количества посевного или посадочного материала могут быть различными. На школь­ных учебно-опытных участках площадь опыт­ных и контрольных делянок рекомендуется иметь не менее 20 м2, на полях ученических про­изводственных бригад — не менее 200—500 м2 при ручной обработке и не менее 0,5 га при ме­ханизированном уходе за растениями и уборке.

Для большей точности опыта каждый изу­чаемый вариант или сорт повторяется на 2— 3 и более делянках, это будут так называемые повторности. Повторности могут быть расположены в один ряд, например:


Или одна над другой, ярусами (делянки нужно располагать в шахматном порядке, что­бы одинаковые варианты были дальше друг от друга), например:

Если опыт связан с механизированной обра­боткой на большой площади, можно ограни­читься двумя повторностями и располагать делянки по следующей схеме: 2 опытные — в центре и 2 контрольные — по краям.

По углам делянок вбивают колышки, кото­рые оставляют до уборки.

Почву на всем участке обрабатывают одина­ково. Удобрения, которые не являются темой исследования, равномерно вносят в почву по всему участку, хорошо измельчив.

Сеют на опытной и контрольной делянках одновременно. Рядки располагают вдоль деля­нок, число рядков на опытной и контрольной делянках одинаково. Сразу при посеве на каж­дой делянке ставят этикетку с указанием культуры, сорта, темы опыта, фамилии ответственного за опыт. Надписи на этикетках делают краской или простым карандашом, чтобы не смылись дождем.

Все работы по уходу за растениями проводят на всех делянках одновременно, а в пределах одной повторности — в один день.

Большое значение имеет правильная уборка и учет урожая. Перед уборкой проверяют и, если нужно, восстанавливают колышки на де­лянках, осматривают растения, отмечают вы­ключки, т.е. места, где растения развивались ненормально (потрава, недосевы, болезни, по­вреждения). Выключки замеряют, придавая им для простоты измерения прямоугольную или квадратную форму, и исключают из учетной площади.

Вначале урожай убирают с защитных полос и выключек (его не учитывают). После этого убирают урожай с делянок, контрольных и опытных (с каждой отдельно). Убирают уро­жай по возможности в один день (хотя бы с од­ной повторности).

Урожай с опытных и контрольных делянок определяют так: складывают цифры урожая отдельных вариантов всех повторностей, затем делят сумму на количество повторностей и полу­чают средний урожай, который пересчитывают на гектар.

Урожай некоторых овощных (огурцы, по­мидоры, цветная и ранняя капуста) и ягодных культур учитывают в несколько приемов, по мере их созревания.

Во время опыта ведут дневник или полевой журнал, они помогут потом проанализировать всю работу и сделать выводы об эффективности того или иного агротехнического приема или о хозяйственной ценности испытуемого сорта. В дневник заносят такие сведения: тему опыта; размер участка под опытом (в квадратных метpax); площадь каждой делянки и число повторностей; описание участка (характеристика рельефа и почвы, засоренность, какая культура выращивалась на участке в прошлом году, какие удобрения внесены); цель опыта, схема опыта, варианты, описание биологических особеннос­тей подопытной культуры; календарный план работы по проведению опыта (названия работ на опытных и контрольных делянках, сроки их выполнения); описание выполненных работ и сроки; наблюдения за ростом и развитием рас­тений; условия погоды (какая была весна — ранняя или поздняя, холодная или теплая, весенние заморозки и т. д., какое было лето — дождливое или сухое, холодное и т, д., какая была осень и условия погоды во время уборки); результаты опыта (время уборки, урожай с опытной и контрольной делянок, урожай в пе­ресчете на гектар); выводы по проведенному опыту.

Наблюдая за ростом и развитием полевых и овощных растений, отмечают время наступле­ния отдельных фенологических фаз.

Зерновые культуры: появление всходов (начало, полные), появление третьего листа, кущение (начало, полное), выход в труб­ку (начало, полный), колошение (начало, пол­ное) — для ржи, пшеницы, ячменя или выме­тывание метелки — для проса, овса, кукурузы, появление початков (кукуруза), цветение, мо­лочная спелость, восковая спелость, полная спелость.

Гречиха: появление всходов (начало, полные), бутонизация, цветение (начало, массо­вое), созревание семян.

Лён: появление всходов (начало, полные), стадия елочки (5—6 настоящих листьев), буто­низация, цветение (начало, массовое), созрева­ние коробочек (начало, полное).

Подсолнечник: появление всходов (начало, полные), образование соцветий, цвете­ние (начало, массовое), созревание.

Картофель: появление всходов (начало, полные), бутонизация, цветение (начало, массо­вое), увядание ботвы.

Сахарная свекла и другие корнеплоды: появление всходов (начало, полные), появление первой пары настоящих листьев, смыкание листьев в рядках, смыкание листьев в междурядьях, отмирание листьев.

Горох, фасоль, бобы, соя: появ­ление всходов (начало, полные), начало обра­зования боковых побегов, бутонизация, цвете­ние (начало, массовое), созревание (начало, полное).

Капуста: появление всходов (начало, полные), первый настоящий лист, начало завя­зывания кочанов (для цветной капусты — об­разование головки диаметром 1 —1,5 см), время первого и последнего сбора.

Помидоры: появление всходов (начало, полные), первый настоящий лист, образование первой цветочной кисти, цветение (начало, мас­совое), созревание и сбор первых плодов, по­следний сбор плодов.

Огурцы, кабачки и другие тыквенные: появление всходов (начало, полные), первый настоящий лист, образование боковых побегов, цветение (начало, массовое, появление мужских и женских цветков), завя­зывание плодов, сбор урожая (время первого и последнего сбора).

Лук: появление всходов (начало, полные), формирование луковицы, полегание пера, под­сыхание пера, созревание.

Примерные темы опытов. Изучение способов, сроков и норм высева различных сельскохозяй­ственных культур.

Определение лучших доз, способов и сроков внесения органических и минеральных удобре­ний.

Влияние микроэлементов и бактериальных удобрений на повышение урожайности сель­скохозяйственных культур.

Влияние предпосевной обработки семян и посадочного материала (замачивание семян в растворах минеральных, бактериальных удобре­ний, микроэлементов, опрыскивание клубней картофеля) на рост и урожайность растений.

Влияние внекорневой подкормки на повы­шение урожайности растений.

Получение гибридных семян кукурузы.

Сортоизучение (выращивание и изучение нескольких сортов какой-либо сельскохозяй­ственной культуры, чтобы выявить лучшие сор­та, дающие высокие урожаи, устойчивые против болезней и вредителей).





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017