Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Фенологические наблюдения

Чтобы правильно планировать сельско­хозяйственные работы, надо знать, как могут изменяться их сроки в данной местности в за­висимости от особенностей весны, лета, осени. Например, когда начинать обработку почвы, посев и посадку растений, борьбу с вредителя­ми, уборку урожая.

В лесном хозяйстве также важно знать, когда наступит срок посева и посадки деревьев, борьбы с вредителями, сбора плодов и семян. Такие же сведения необходимы для планиро­вания своевременных заготовок дикорасту­щих растений — лекарственного, технического и пищевого сырья. Эти важные сведения дают фенологические наблюдения.

Если вы заметили и записали сроки наступ­ления сезонных явлений в природе и сельском хозяйстве — когда в вашей местности в этом году прилетели скворцы, зазеленели березо­вые рощи, зацвели яблони, когда посеяли огурцы и высадили рассаду помидоров, когда созрела озимая пшеница, начали ее убирать,— вы провели фенологические наблюдения.

Есть любители природы, которые ведут фено­логические наблюдения по нескольку десятков лет.

На основе многолетних наблюдений можно составить календарь природы. Он представляет собой перечень сезонных явле­ний с указанием средних, самых ранних и са­мых поздних сроков их наступления.

По календарю природы, составленному для района Москвы, разница между наиболее ран­ним и наиболее поздним сроком зацветания серой ольхи — 31 день (1 апреля—2 мая), а между крайними сроками зацветания сирени—44 дня (5 мая — 18 июня). Если принять за нача­ло весны в растительном мире зацветание серой ольхи, а за окончание — отцветание яблонь, то этот сезон под Москвой может длиться от 27 до 70 дней! Иногда по особенностям весны Москва как бы переносится на юг Украины, а в другие годы — под Архангельск.

Кроме любителей природы, фенологические наблюдения ведут метеорологические станции, сортоиспытательные участки, опытные сель­скохозяйственные и лесные станции, заповед­ники и ботанические сады. Принимают в них участие также и школьники.

Географическое общество при Академии наук СССР и его местные отделения помогают фенологам: снабжают их программами и ука­заниями о том, как вести наблюдения, как обра­батывать и использовать на практике получен­ные сведения. Географическое общество еже­годно получает сводки фенологических наблю­дений от своих добровольных корреспондентов. После обработки эти сведения печатаются в сборниках.

Каждый школьник может принять участие в этой интересной и увлекательной работе, объединившись со своими товарищами, под руководством учителя. Проводить наблюдения нескольким ребятам легче: можно распреде­лить эту работу так, чтобы один наблюдал одни явления, другой — другие.

В некоторых школах составляют таблицы с рисунками и фотографиями, которые изобра­жают последовательно наступившие сезонные явления с указанием дня и месяца, когда они были отмечены. Таблицы вывешиваются в шко­ле: ведь такие сведения интересуют многих.

Ваши фенологические наблюдения могут иметь и научную ценность, если вы будете ве­сти их, соблюдая установленные правила.

Прежде всего надо хорошо знать явления, время наступления которых вы будете отмечать. Например, чтобы своевременно отметить начало цветения серой ольхи, орешника, осины и березы, надо знать, что зацветание каждого из этих растений определяют по появлению облачка пыльцы при встряхивании пыльниковых сережек, а начало цветения черемухи, вишни, груши, сирени, яблони, рябины, липы— no распусканию первых бутонов на соцветиях (см. цветную вклейку).

Важно также отмечать каждое явление именно в тот день, когда оно наступило, а для этого растения необходимо осматривать еже­дневно, если по их состоянию будет видно, что ожидаемое явление скоро должно наступить. Например, если самые крупные бутоны у яб­лони разрыхлены, можно предполагать, что она завтра или послезавтра зацветет.

Для наблюдения обычно выбирают несколь­ко деревьев или кустарников одного и того же вида. Отмечают начало явления (когда признаки его будут у двух деревьев) и массовое наступление того же явления (когда признаки его будут у большин­ства деревьев). Не выбирайте деревья и кустар­ники, которые растут слишком близко к строе­ниям, заборам или на крутых склонах и об­рывах.

После составления программы фенологиче­ских наблюдений полезно составить схемати­ческий план местности и указать на нем наблюдательные участки, а также наметить самый короткий маршрут обхода участков.

Запись наблюдений следует делать на месте, не надеясь на память. Запись удобно делать по такой форме:

Год ... Место наблюдения (город, поселок, село)



В примечании записываются основные сель­скохозяйственные работы (начало или оконча­ние) в день наступления явления.

Очень полезно в той же записной книжке вести дневник, в нем отмечать явления, насту­пающие одновременно или почти одновремен­но с основными. Вот пример такой записи: 14 мая. Зацветание сирени обыкновенной (на­чало). Массовое зацветание яблони (большин­ства сортов). Зацвели орех маньчжурский, садовая земляника Рощинская, горицвет и купальница европейская. Отцвела черемуха, началось рассеивание плодов ивы-бредины (летит «пух»).

Такие записи помогают расширить представ­ление о ходе развития растений и выяснить, какие явления по времени наступления еже­годно совпадают с основными.

Сопоставление сезонных явлений с сельско­хозяйственными работами позволяет составить календарь природы и сельского хозяйства. Так, для Подмосковья составлен следующий кален­дарь:

Начало цветения орешника (4.IV, 18.IV, 6. V)1. Выставка ульев; начало по­садки деревьев и кустарников; подрезка плодо­вых деревьев и ягодных кустарников, очистка их от отмершей коры и побелка стволов, уни­чтожение гнезд боярышницы и яичек кольчатого шелкопряда, опрыскивание сада ядами против зимовавших вредителей; очистка земляники от сухих листьев, рыхление почвы между растениями; подготовка огородов для посева ранних овощей.

Начало цветения ивы-бредины (14.IV, 30.IV, 15.V). Посев ранних овощей (свеклы, моркови, репы, петрушки, гороха, редьки, редиса, лука, укропа), вы­садка семенников свеклы, моркови, лука, репы, брюквы.

Распускание плодовых почек у яблони и груши (совпадает с зацве­танием вяза) (14.IV, 29.IV, 21.V). Опрыскивание плодового сада ядами против вредителей, появ­ляющихся ко времени распускания почек.

Начало цветения березы и душистого тополя (18. IV, 7.V, 29.V). Начало посадки раннего картофеля. Если орешник зацветает в первых числах апреля, посадку картофеля следует отложить до зацветания черемухи.

Начало цветения черемухи (25.IV, 16.V, 12.VI). Посев кукурузы.

Начало цветения сирени обыкновенной (5. V, 24.V, 18. VI). Посев в грунт огурцов и высадка рассады теплолю­бивых культур. Если орешник зацветет в на­чале апреля, эти работы следует начинать, когда отцветет рябина. Если же орешник зацве­тает в конце апреля — начале мая, к указанным работам можно приступить, когда зацветет вишня или красная бузина: к этому времени в такие годы заморозки прекращаются.

Зацветание озимой ржи (23.V, 16.VI, 1. VII) и луговых трав — ежи сборной, овсяницы луговой (на лугах с недлительным затоплением во время весеннего половодья). Травы, скошенные в это время, дают сено с большим содержанием питательных веществ. Через один-два дня после зацветания ржи на­чинает колоситься озимая пшеница.

Созревание — восковая спе­лость озимой ржи (23. VI, 17.VII, 6. VIII) и начало скашивания ее в валки при раздельной уборке. Между созреванием ози­мой ржи и озимой пшеницы проходит (в сред­нем): в центральной полосе Европейской части

СССР — 9 дней, в центрально-черноземных областях и северной части Украины — 8 дней, в южной части Украины и на Среднем Повол­жье — 7 дней, в Астраханской и Волгоград­ской областях — 6 дней.

Если от дня зацветания озимой ржи в дан­ном году отсчитать среднее число дней до ее созревания, то можно узнать приблизительный срок начала уборки хлебов. Так, например, если под Москвой рожь зацвела 9 июня, то, отсчитав от этого дня 31 день (среднее число дней между цветением и созреванием), мы узна­ем, что уборку ее можно будет начать около 10 июля, а уборку озимой пшеницы — около 19 июля.

Фенологические карты, помещенные здесь, позволят вам определить средние сроки наступ­ления некоторых сезонных явлений в пунк­тах, расположенных на территории Европей­ской части СССР. На картах жирные линии сое­диняют пункты с одинаковым сроком наступ­ления явления. Чтобы узнать средний срок данного явления в вашей местности, надо на соответствующую карту нанести (приблизитель­но) ваш населенный пункт, провести через эту точку кратчайшую прямую до обеих бли­жайших линий, разделить этот отрезок на пять равных частей, так как число дней между линиями равно пяти, и определить, к какой же из полученных точек всего ближе ваш пункт. На одной из фенологических карт по­казано для примера, как определить средний срок зацветания сирени для г. Горького. Этот пункт на карте совпадает с точкой, соответст­вующей 24 мая.

Таким образом определяются и средние сроки наступления сезонных явлений, и совпа­дающие с ними средние сроки сельскохозяй­ственных работ.

Более подробные указания по ведению и практическому использованию фенологических наблюдений можно найти в фенологических руководствах:

Календарь работ по защите сада от вре­дителей и болезней. (Для центральной полосы РСФСР.) Изд. 2, М., «Колос», 1966.

Краткая программа основных фено­логических наблюдений для лесной зоны Европейской территории Союза ССР. Л., 1957. Географическое о-во СССР. Фенологический сектор.

Сезонное развитие природы. Программа и методика изучения. М., Изд-во АН СССР, 1963. Географическое о-во СССР. Московский филиал. Фенологическая комиссия.

Шиголев А. А. и Шиманюк А. П. Изучение сезонных явлений. М., Учпедгиз, 1962.

Попов Н. В. Фенологические наблюдения в школе. Пособие для учителей средней школы. М., Учпедгиз, 1953.


1 Первая дата означает самый ранний срок, вто­рая — средний, третья — самый поздний.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама
  • http://www.usproject.ru/ центр правовой помощи юспро.
  • аккредитация на сбербанк аст

    Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017