Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Как определяют обеспеченность растений минеральным питанием

На одном из участков поля вы заметили, что нижние листья у растений стали бледно-зелеными, затем побурели и начали отпадать. Внимание! Здесь растениям не хватает азота.

Растениеводу очень важно уметь опреде­лять, обеспечено ли растение питанием и в чем оно нуждается. Для этого существует расти­тельная диагностика.

Если в почве недостает или же, наоборот, слишком много какого-либо питательного эле­мента, сначала это сказывается лишь на хими­ческом составе тканей растения. Позже изме­няется и внешний вид растения: ухудшается рост, образование новых органов, их форма; листья начинают бледнеть, или на них появля­ются пятна, полосы, они скручиваются, жел­теют, засыхают; цветки не образуются, или плохо развиваются, или отпадают раньше вре­мени и т. д. В результате урожай резко сни­жается. По этим видимым признакам опреде­ляют то или иное нарушение питания растений.

Вот некоторые видимые признаки голодания растений (см. цветную вклейку).

При недостатке азота нижние листья становятся бледно-зелеными, потом, начиная с верхушки, буреют, отмирают и отпадают. Иногда они приобретают оранжевую и даже красноватую окраску (например, у капусты и брюквы). У кукурузы желтеет центральная жилка. Листья мелкие, узкие, суховатые, расположены под острым углом к стеблю. Стебель тонкий, жесткий. Созревание уско­ренное. Число семян резко снижено.

При недостатке фосфора растение темно-зеленое (если оно обеспечено азотом). Часто низ стеблей и черешки нижних листьев приобретают фиолетовую окраску. Листья с желто-бурыми пятнами иногда заверты­ваются внутрь. Цветение и созревание задер­живаются, цветков и плодов мало. На клубнях картофеля могут быть ржаво-бурые пятна. Кукуруза цветет неравномерно, початки у нее мелкие, искривленные, с засохшей верхушкой. У плодовых деревьев верхние листья темно-зеленые, нижние бронзовые с темными жилками.

Если растению не хватает калия, при­останавливается его рост, расстояние между листьями на стебле уменьшается. Нижние листья становятся непропорционально боль­шими. На листьях появляются краевые ожоги: края сначала желтеют, потом буреют и засы­хают. Затем заболевание распространяется в глубь листа. При сильном калийном голода­нии стебли ослабевают и полегают. Развитие цветков задерживается на фазе мелких буто­нов. У хлопчатника и многих плодовых на листьях появляется крапчатость, а потом — пятна отмершей ткани.

При недостатке магния ткань листьев между ярко-зелеными жилками светлеет, сна­чала желтеет, затем белеет, постепенно ста­новится коричневой и отмирает. У злаков светлые пятна позже сливаются в белесые полосы, листья хрупкие. У хлопчатника и неко­торых овощных культур листья становятся багряными. Особенно остро нуждаются расте­ния в магнии на кислых почвах.

Недостаток этих четырех элементов — азо­та, фосфора, калия и магния — сказывается прежде всего на нижних, т. е. более старых, частях растения. Эти элементы легко передви­гаются внутри растения и потому при их недо­статке переходят из старых органов в точки роста и молодые органы. Кальций и большин­ство микроэлементов  образуют в тканях растений малоподвижные соединения, потому недостача их сказывается прежде всего на верхних, более молодых частях растения.

Если растение нуждается в кальции, верхние листья становятся белесыми. При ост­ром голодании, которое обычно бывает на кис­лых почвах, отмирают точки роста. У плодо­вых отмирают ткани верхних листьев, после чего начинается отмирание верхушек побегов. На концах корней многих растений образуются вздутия.

При недостатке бора особенно страдают верхушки стеблей: они не растут вверх, а сильно ветвятся. Цветы бесплодные, а при ост­ром голодании они вовсе не образуются. У цветной капусты кочаны темнеют. У свеклы и дру­гих корнеплодов из-за отмирания точки роста развивается болезнь — гниль сердечка. У кар­тофеля — клубни мелкие, часто с трещинами. Клевер, люцерна, горох и другие бобовые очень чувствительны к борному голоданию. На почвах, богатых известью, потребность в боре усиливается.

Когда растению не хватает марганца, рост его задерживается, Но верхняя точка роста не отмирает. На верхних листьях появляются светло-зеленые, бело-зеленые, красные или серые участки (серая пятнистость, белый вилт). У столовой свеклы листва темно-кра­сная.

На кислых почвах может быть вредный избыток марганца. При нем листья искривля­ются, сморщиваются. В таких случаях тре­буется известкование.

Недостаток меди растения особенно остро ощущают на торфяных, вновь осваиваемых почвах: у хлебных злаков кончики листьев белеют, свертываются, подсыхают. Колосья, метелки плохо развиваются и почти не дают зерна.

Существуют признаки недостатка (или вред­ного избытка) и многих других элементов.

Большинство наших почв содержит достаточное количество микроэлементов, и их нехватка может выявиться лишь в особых случаях.

Необходимо отмечать все случаи появления признаков голодания растений и выделять кон­туром на карте участок, где они наблюдаются. Тогда можно будет не только подкормить посевы в том же году, но и принять меры на будущее, чтобы улучшить эти почвы.

Установить, в каких удобрениях нуждается растение, можно и раньше. Для этого служит химический анализ растений во время их роста. Есть много методов такого анализа. Проще всего определить содержание резервных минеральных веществ, т. е. посту­пивших в растение, но еще не использованных им на построение органических соединений.

Это можно сделать с помощью приборов «ОП-2 Церлинг» или «Сумка Магницкого».

Чтобы определить, как обеспечены расте­ния азотом, фосфором и калием, собирают в поле несколько (10—15 штук) растений с разных участков. Если они сильно различа­ются по росту и другим признакам, берут и анализируют отдельно растения хорошие и плохие. Потом, сравнивая результаты ана­лизов, выясняют причины такого различия.

Для анализа берут нижние части растения: стебли или черешки листьев. Их протирают сырой ватой, чтобы удалить грязь.

Анализ при помощи прибора «ОП-2 Цер­линг» проводится так. Бритвой из прибора отрезают поперечные кусочки растения толщи­ной около 2 мм и раскладывают их на стекла для анализа: на азот (определяемый в виде нитратов, т. е. солей азотной кислоты) — прямо на стекло, а для анализа на фосфор и калий — на кусочки фильтровальной бумаги, положен­ные на стекла.

Пестиками (отдельно для каждого элемен­та!) раздавливают срезы, отодвигают срез от капли сока и наносят на срез и на каплю сока по одной капле реактивов.

Азот определяется с одним реактивом — дифениламином (приготовлен на крепкой сер­ной кислоте, может ожечь!). Если в растении много азота, то его сок окрашивается в синий цвет, чем больше азота, тем сильнее окраска. Ее сравнивают с цветной шкалой, приложен­ной к прибору, и определяют балл (см. цветную вклейку). Результаты нескольких анализов одинаковых растений записывают в тетрадь и вычисляют средний балл.

Фосфор определяется с помощью трех реак­тивов: молибденовокислого аммония, бензидина и уксуснокислого натрия, капли которых наносят последовательно. Если в тканях есть фосфаты, появляется тоже синяя окраска, кото­рая сравнивается с соответствующей цветной шкалой.

Для определения содержания калия при­меняются два реактива: дипикриламинат маг­ния и соляная кислота, капли которых тоже последовательно наносят на срез и каплю сока на фильтровальной бумажке. Калий образует красную соль дипикриламината, которая не­растворима в соляной кислоте. Избыток реак­тива (тоже красного цвета) под действием соля­ной кислоты переходит в соединение, имеющее лимонно-желтый цвет. Если же красный цвет среза и капли сока сохраняется, это говорит о присутствии в них калия. Чем больше ка­лия, тем сильнее красная окраска. Ее сравни­вают с калийной шкалой прибора.

Каждый из трех анализов (на азот, фосфор и калий) проводят параллельно, не менее чем на пяти срезах. Затем вычисляют среднее арифметическое из результатов отдельно для азота, фосфора и калия.

В приборе Магницкого принцип анализа тот же, но только нужно прессом выжать сок из изрезанных стеблей или черешков листьев. Сок по каплям наливают в углубления фарфо­ровой палетки прибора и сюда же капают соответствующие реактивы. Они несколько иные, чем в приборе «ОП-2 Церлинг». Окраску капель сока также сравнивают со шкалами. Этот способ особенно удобен для сочных расте­ний, таких, как картофель и овощные культу­ры.

С возрастом растений концентрация ве­ществ в них уменьшается. Поэтому в молодых растениях питательных веществ должно быть больше, чем во взрослых, и соотношения их несколько иные.

Питательные вещества, поступившие через корни, по мере движения вверх по растению превращаются в другие формы, не определяе­мые реактивами этих двух приборов. Поэтому резервных веществ больше в нижних частях растений, где и рекомендуется брать пробы для анализа.

В некоторых растениях, например в яблоне, груше, вишне, розах и других, нитраты быстро превращаются в иные формы уже в корнях, и потому их нельзя обнаружить в надземных частях.

Для правильного заключения надо резуль­таты химического анализа сопоставить с пока­зателями роста и всего состояния растения. Если рост плохой и содержание питательных веществ в растении низкое, ясно — растение голодает. А если при плохом росте химический состав богат, значит, не питание, а что-то дру­гое ограничивает рост растения.

Можно установить, в чем нуждается расте­ние, и другим способом — выращивая его при разных удобрениях. Для этого на участке отделяют площадки (делянки), на которые вносят то или иное удобрение по одному или по два их вида или все три; надо иметь, кроме того, неудобренную делянку, чтобы узнать, чем может прокормить сама почва.

Затем ведут наблюдение за ростом растения, делают химический анализ, отмечают все види­мые признаки голодания растений, в конце концов взвешивают урожай. Так определяют, при ка­ком удобрении растение росло лучше всего и дало наибольший урожай.

Такие опыты можно проводить и в комнате. Для этого цветочные горшки наполняют либо неудобренной почвой, либо той же почвой, но смешанной с определенным количеством удоб­рения.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017