Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Юные механизаторы кубани

Трудно найти отрасль народного хозяй­ства, где бы ни использовались машины, соз­данные на базе трактора. Тракторные двига­тели установлены на дорожных машинах, те­пловых электростанциях, речных судах и т. д. Поэтому знакомство с принципами работы тракторов и сельскохозяйственных машин, с их конструкциями и правилами эксплуатации полезно каждому школьнику независимо от того, какую профессию в дальнейшем он изберет. Изучение тракторов и сельскохозяйственных машин лучше всего начинать в кружках юных механизаторов в школе, на станциях юных натуралистов или юных техников под руковод­ством учителя или высококвалифицированного механизатора. На занятиях этих кружков мож­но ознакомиться с устройством и принципом работы трактора, зернового комбайна, почво­обрабатывающих орудий (плуга, бороны, куль­тиватора), сеялки и т. д. Там же можно по­знакомиться с техническим обслуживанием трак­тора и сельскохозяйственных машин, с техни­кой безопасности при работе на сельскохо­зяйственных агрегатах, с механизацией сель­скохозяйственных работ в своем колхозе или совхозе, с опытом передовиков механизаторов своего района. На практиче­ских же занятиях кружка мо­жно научиться управлять трак­торным агрегатом.

Юные сельские механизато­ры успешно выполняют многие работы, умело пользуясь тех­никой. Но ребята не только пользуются техникой. Они са­ми конструируют и изготовля­ют ручные и малогабаритные тракторные сельскохозяйствен­ные машины, орудия и даже тракторы.

Прежде чем приступить к конструированию машины для той или иной работы на при­школьном учебно-опытном уча­стке, юные механизаторы на за­нятиях кружка изучают уст­ройство сельскохозяйственных машин, выполняющих подобные операции в колхозе или совхозе.

После этого юные механизаторы составляют эскизы или технические рисунки своей буду­щей машины. При составлении эскизов они стараются по возможности использовать узлы и детали серийных тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Это значитель­но упрощает выполнение поставленной задачи, так как работа сводится к новой компоновке уже готовых узлов и де­талей и к изготовлению для них креплений, муфт, привода и других простых узлов и деталей, которые нетрудно сделать в школь­ной учебной мастерской.

Но не все можно сде­лать своими силами. Слож­ные токарные, фрезерные, а также сварочные рабо­ты помогают школьни­кам выполнить опытные механизаторы в ремонт­ных мастерских колхоза или совхоза.

После разработки с по­мощью руководителя об­щей конструкции машины участники кружка состав­ляют эскизы деталей, ко­торые им нужно изгото­вить, подбирают необходи­мый материал — узлы и детали с выбракованных машин, угловую и прутковую сталь и др.

Затем весь объем работы (по трудоемкости) они распределяют между собой. Детали, тре­бующие особой точности, изготовляют одно­временно 2—3 кружковца, а на сборку отби­раются лучшие детали. По изготовлении всех деталей и узлов машина собирается.

Наконец машина собрана. Осталось отре­гулировать все узлы и испытать ее в работе. Чтобы избежать несчастных случаев, машина, особенно самодвижущаяся, испытывается под наблюдением руководителя кружка. Все недо­статки конструкции, выявленные во время ис­пытания машины, устраняются.

При разработке конструкции машины и при ее изготовлении учитываются основные тре­бования техники безопасности, предъявляемые к конструкциям сельскохозяйственных машин.

Таковы общие правила. Опираясь на них, юные механизаторы Кубани изготовили немало полезных машин и сельскохозяйственных орудий для работы на пришкольных участках и полях ученических производственных бригад.

В 1963/64 учебном году совхозы и колхозы Кубани приобрели для 32 подшефных школ малогабаритные тракторы «Риони» с набором сельскохозяйственных машин и орудий (рота­ционный плуг и культиватор, ямокопатель, косилка, транспортная тележка).

Трактор «Риони» предназначен для взро­слых механизаторов, у него неудобное сиденье, тяжелое управление, ручной запуск двигателя, и ученикам V—VIII классов трудно было ра­ботать на нем. Кроме того, набор машин к этому трактору ограничен: нет сеялки, опры­скивателя, а ротационный плуг непригоден для работы на пришкольном участке. Поэтому учащиеся многих школ Кубани несколько из­менили устройство трактора «Риони», скон­струировали и изготовили к нему разные сель­скохозяйственные машины и орудия.

Юные механизаторы ярославской средней школы № 67 Краснодарского края под ру­ководством учителя В. И. Мацинина сконст­руировали и построили специальный трак­тор для обработки междуря­дий высокостебельных куль­тур (рис 1).

Двигатель и колеса для него ребята взяли от трактора «Риони». Раму, рулевое управле­ние, привод ведущих колес и навесной культи­ватор к трактору они сконструировали и из­готовили сами, использовав узлы и детали тракторов и сельскохозяйственных машин. Бла­годаря цепному приводу обоих ведущих колес (конечная передача) им удалось высоко под­нять раму. Этот трактор позволяет обрабаты­вать посевы кукурузы высотой 130—140 см! Ни один из обычных пропашных тракторов при такой высоте растений применить нельзя.

Учащиеся старокорсунской средней шко­лы № 15 под руководством преподавателя Н. Д. Гузь на базе трактора «Риони» построили самоходное шасси «Кубанец» (рис. 2). К трактору «Риони» они изготовили управляе­мый мост (чертеж его показан на рис. 3), раму, подножки, установили рулевое управление от трактора ХТЗ-7 и мягкое сиденье от трактора ДТ-20.

Так как запускать двигатель вручную очень трудно, на шасси можно смонтировать стар­тер, генератор, аккумулятор и реле-регулятор от автомобиля «Москвич». Чтобы двигатель за­пускался стартером, на маховике коленчатого вала необходимо установить шестерню от пу­скового устройства мотоколяски СМ3. Целе­сообразно сделать также защитный зонт, а трубу глушителя отвести вверх.

К своему шасси старокорсунские юные ме­ханизаторы изготовили опрыскиватель (рис. 2). Он предназначен для обработки ядохимикатами винограда и полевых куль­тур. При обработке виноградника штанги на­ходятся в вертикальном положении, а при обра­ботке полевых культур — в горизонтальном, для чего предусмотрено специальное крепление. На каждой штанге опрыскивателя установлены четыре распылителя от тракторного опрыски­вателя. Резервуаром для ядохимикатов служит бензобак трактора ХТЗ-7 емкостью 45 л. Дав­ление, необходимое для распыления ядохими­катов, создает шестеренчатый насос НШ-38 от гидравлической навесной системы трактора МТЗ-5М. Бачок заправляется ядохимикатами че­рез 5—7 минут непрерывной работы.

Опрыскиватель другой конструкции изго­товили учащиеся Вознесенской средней школы Краснодарского края (рис. 4). При работе это­го опрыскивателя жидкость под давлением воз­духа, нагнетаемого компрессором, из резер­вуара по трубопроводу поступает к распыли­телям. На резервуаре установлен предохра­нительный клапан.

Учащиеся упорненской средней школы № 51 Краснодарского края изготовили для трактора «Риони» навесную двухрядную сеялку с катушечным высева­ющим аппаратом (рис. 5). Раму и се­менной ящик сеялки они сделали из листовой стали. Высевающие аппараты взяли от сеялки СЗН-10. На вал высевающих аппаратов наса­дили опорные колеса — звездочки от зернового комбайна диаметром 300 мм, на зубьях кото­рых надет стальной обод. Полозовидные сош­ники сконструировали и смастерили сами уче­ники.

Сеялка соединяется с трактором «Риони» шарнирно. Поднимают и опускают ее при помощи троса, перекинутого через блок, и рычага от ручного тормоза грузового автомобиля.

Изменение норм высева семян достигается горизонтальным смещением катушки. Глубина заделки семян регулируется смещением сош­ников в вертикальной плоскости. Перестановка сошников для изменения междурядий не пре­дусмотрена.

Учащиеся школы № 29 совхоза «Кубанец» Краснодарского края под руководством учи­теля Н. Е. Зубко установили на трактор «Риони» гидравлическую навесную си­стему (рис. 6). Они использовали масляный насос и гидравлический распределитель от раз­дельно-агрегатной навесной системы трактора МТЗ-5М. Силовым цилиндром в системе служит гидравлический цилиндр ходового вариатора комбайна СК-3, а резервуаром для масла — корпус старого огнетушителя. Управление гид­росистемой осуществляется при помощи рукоят­ки распределителя.

Корпус второго огнетушителя, установлен­ный на тракторе, служит резервуаром для ядо­химикатов. В этом случае насос навесной си­стемы используется для работы опрыскивателя.

Всасывающий шланг от насоса подключается к резервуару, заправленному ядохимикатами, а нагнетательный — к укрепленному на стойке распылителю. Гидравлическая навесная система значительно облегчает работу юного механиза­тора. Ее целесообразно установить на шасси, изготовленном на базе трактора «Риони» (рис. 2).

К трактору ребята этой школы изготовили и навесной культиватор.

В тех школах, где нет малогабаритных трак­торов, можно изготовить ручные сель­скохозяйственные машины. Они значительно повышают производительность тру­да на пришкольном учебно-опытном участке. Так, учащиеся VI—VII классов школ Красно­дарского края сделали ручную гнездовую се­ялку, рассеиватель удобрений и ротационный культиватор.

Рассеиватель удобрений (рис. 7) они сделали так. На двухколесную тележку установили туковысевающий аппарат. К не­му с помощью болтов прикрепили ручку. Вы­севающий аппарат приводится в действие ва­лом, жестко связанным с одним колесом те­лежки. При движении тележки удобрения рас­сеиваются на грядке.

Прост сделанный учениками новоалександ­ровской средней школы № 3 Ставропольского края ротационный культиватор (рис. 9). Рабочие органы его — стальные ре­жущие пластины шириной 100 мм и полольная лапа. Режущие пластины жестко соединены (электросваркой) с двумя стальными дисками диаметром 300 мм, вращающимися вокруг оси, укрепленной в стальной вилке. Полольная лапа

с помощью тяг и болтов соединена с вилкой. В обойму вилки вставляется деревянная ручка.

Юные механизаторы Краснодарской стан­ции юннатов изготовили переносную дож­девальную установку (рис. 8).

Струя воды по касательной поступает в ба­чок, сделанный из консервной банки. Благодаря центробежной силе, возникающей при изменении направления движения, вода, выбрасываемая на­ружу через отверстие в верхней части бака, об­разует конус распыла диаметром 3—4 м. При поливе по мере надобности установка переме­щается.

Использовав двигатель бензопилы «Друж­ба», юные механизаторы могут сделать для работы на пришкольном участке ротационный культиватор, двухрядную дисковую сеялку с

набором съемных дисков для посева основных сельскохозяйственных культур, транспортную тележку малой грузоподъемности, косилку, ве­ялку-сортировку, молотилку и другие машины и орудия.

Конструировать машины необходимо так, чтобы можно было быстро устанавливать и снимать двигатель. Это позволит, имея один двигатель с комплектом машин, механизиро­вать выполнение всех основных работ на при­школьном участке.

При конструировании и изготовлении руч­ных и малогабаритных тракторных сельско­хозяйственных машин вам пригодятся знания по черчению, физике, биологии, по техноло­гии обработки металлов и дерева, приобре­тенные на уроках труда.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017