Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Человек-продукт развития природы и общества

Поистине удивительное существо — человек! Уже с древних времен люди стали размышлять о том, что такое человек. Они видели великие дела и подвиги, которые человек способен совершать, и слагали об этих подвигах легенды. Они удивлялись могуществу человеческого разума и понимали, что нет на Земле существ, равных человеку. Но в те времена люди еще почти ничего не знали о действительной природе человека. Думали, что человек имеет неземное происхождение и главное в человеке его душа, что она движет его разумом, чувствами и поступками и принадлежит особому, «потустороннему» миру. Фантазия людей населила этот потусторонний мир богами. Люди стали считать их творцами не только всей природы, но и самого человека, кото­рого, в отличие от животных, боги якобы наделили бессмертной, как и они сами, ду­шой. Человек стал казаться им проводником силы и воли богов. Способности, свой­ственные человеку, называли «дарами богов»; когда человеку удавалось совершить что-нибудь замечательное, то говорили: «Бог ему помог»; когда же он терпел неудачу или погибал, то говорили: «Такова божья воля». Наш язык до сих пор еще хранит следы этих старых верований.

По мере того как развивалась практическая деятельность людей, все более расширялись и их знания об окружающем мире. Постепенно накапливались знания и о живых организмах, о строении тела животных и человека. Так начали склады­ваться специальные науки, которые прежде всего отвечали потребностям медицины, — анатомия и физиология животных и человека.

Сравнивая между собой устройство организма различных животных, ученые не могли не обратить внимания на черты сходства между ними. Шаг за шагом выри­совывалась картина постепенного перехода от более простых организмов к более сложным и наконец к человеку. Это и привело к величайшему достижению науки: к созданию учения о постепенном развитии (эволюции) животных, которое позднее было распространено и на человека. Как известно, законы, управляю­щие процессом эволюции, были открыты великим естествоиспытателем Чарлзом Дарвином. Дарвин научно объяснил происхождение не только разных видов животных, но и человека. Стало совершенно очевидным, что предками человека были особенно высокоразвитые, ныне вымершие животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные обезьяны). Так было установлено, что человек имеет естественное, животное происхождение. Это явилось огромным завоеванием науки, оно нанесло смертельный удар сказкам о божественном происхождении человека.

Однако далеко не все особенности человека могли быть поняты как результат дей­ствия законов биологической эволюции. Оказалось, что законы эти бессильны объяс­нить как раз те особенности человека, которые ставят его неизмеримо выше даже самых высокоразвитых представителей животного мира: способность производить орудия, служащие для целесообразного воздействия на природу в процессе труда, в производстве; способность пользоваться языком для обмена мыслями и накоплен­ными знаниями; способность создавать науку и произведения искусств.

Что же породило все эти способности человека, которые так высоко вознесли его над миром животных? Ответили на этот вопрос не биологические науки, а науки об обществе, о его историческом развитии. Великие ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс, открывшие законы развития человеческого общества, открыли и происхож­дение этих способностей людей. Они показали, что подлинно человеческое в человеке формируется не в процессе его инстинктивного приспособления к природной среде, а в процессе развития труда и общества.

Жившие многие десятки тысячелетий тому назад полулюди-полуобезьяны в борьбе с природой вынуждены были объединиться, чтобы совместно производить средства для своего существования. Так возникло человеческое общество, основой которого стал труд — производство благ, необходимых для жизни членов общества.

Когда люди начали сообща трудиться и изготовлять орудия и средства труда, они делали их для определенных целей. Вместе с этим у них появилась потребность общаться друг с другом при помощи языка, понятного всем участникам трудо­вого процесса. Так возникли первые разумные человеческие действия, совершаемые не голой рукой, а вооруженной орудием, которое во много раз увеличивало силы и возможности человека; действия каждого человека были согласованы с действиями других членов трудового коллектива с помощью языка, в процессе речевого общения между людьми. Таким образом, труд и речь были самым главным, что превратило людей, которые еще не вполне вышли из животного состояния, в настоящих людей. Ф. Энгельсу принадлежит замечательная мысль, высказанная им более ста лет назад: «Труд создал самого человека».

В дальнейшем процесс развития орудий, средств производства и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов — законов общественно-исторического развития.

Это значит, что изменение условий, в которых живут люди, и самого образа жизни, какой они вынуждены вести, стало зависеть теперь главным образом от исторически складывающихся обстоятельств, а не от природной среды. В самом деле, что важнее для жизни человека, для его судьбы, для того, кем он становится и какие способности у него формируются, — то ли, что он живет, например, в субтропиках или в средней полосе, или то, что он живет, скажем, в условиях рабовладельческого общества или социалистического? Конечно, решающее значение для развития человека имеют общественно-исторические условия его жизни. Именно от этих условий зависит, как живут люди и кем они становятся, какие черты и способности у них развиваются.

Итак, действие законов биологической эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместного труда. Эти законы объяс­няют, как произошел человек, как он появился на Земле, но дальнейшее развитие общества и самого человека стало управляться уже законами общественно-истори­ческими. Это и позволило человеку развить в себе такие особенности, какие не могут появиться ни у одного животного. Почему? Да потому, что самый процесс, самый путь развития людей стал совершенно другим. Попробуем разобраться.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017