Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











"Внимание! Опасность!". О вегетативной нервной системе

Посмотрите на почуявшую дичь собаку. Она внезапно останавливается и замирает с подня­той лапой — делает стойку. Когда вы слышите какой-нибудь непонятный звук или видите не­знакомый предмет, то невольно настораживае­тесь. И. П. Павлов назвал это рефлексом «Что такое?» или, по-другому, ориентировоч­ной реакцией. Весь ваш организм как бы спрашивает: «Что случилось? Не грозит ли опасность?» Обычно глаза и уши в это время поворачиваются в сторону источника непонят­ных сигналов. С описанными рефлексами свя­заны и реакции «боевой готовности». При рез­ких звуках внезапно надвигающейся опасности вы либо вздрагиваете, либо просто бросаетесь в сторону.

Замечательный пример этого рефлекса при­водит Чарлз Дарвин. Он пишет: «Я приложил лицо вплотную к толстому стеклу, за которым была змея, с твердым намерением не откиды­ваться назад, если змея на меня бросится, но как только она бросилась, моя решимость ис­чезла и я с удивительной быстротой отскочил на ярд или два».

Где же замыкаются дуги этих важных реф­лексов, спасающих нас от опасности? Только в последнее время ученые выяснили, что отве­чает за эти реакции целая система волокон pi клеток, которые в виде сложной сети распреде­ляются по всему спинному мозгу и поднимаются выше — в ствол головного мозга. Эта система была давно известна под названием сетчатого вещества, однако ее функции были долгое время неясны. Когда физиологи стали изучать сетча­тое вещество, то выяснилось, что его клетки посылают импульсы самым различным частям нервной системы. Если у животного повреждено сетчатое вещество среднего мозга, то животное засыпает. Оказывается, сетчатое ве­щество — это та система, которая поддер­живает в работоспособном состоянии всю цент­ральную нервную систему. Оно приводит в нуж­ную минуту нейроны того или иного отдела центральной нервной системы в «боевую готов­ность» и тормозит работу других образований.

О ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ

Когда вы сидите в школе на уроке алгебры и решаете какую-нибудь задачу, ваше сердце бьется размеренно и спокойно. Но вот вы на уроке физкультуры. Начинается он обычно с бега. Ваше сердце резко ускоряет и усиливает свою работу, так как мышцы нуждаются в уси­ленном притоке крови.

Что же регулирует работу сердца, какая часть нервной системы управляет работой внут­ренних органов?

Деятельность внутренних органов регули­рует вегетативная нервная си­стема. Она управляет работой внутренних органов без участия нашего сознания. Каж­дый орган получает от вегетативных центров во­локна двух видов. Одни из них тормозят рабо­ту органа, а другие возбуждают. Эти волок­на, имеющие разное значение, берут начало от разных частей вегетативной нервной системы.

Волокна, начинающиеся в грудных сегментах спинного мозга, относятся к симпатической нервной системе, а волокна, начинающиеся в нижней части спинного мозга и в головном мозге,— к парасимпати­ческой системе. Такая двойная обеспе­ченность какого-либо органа (иннервация) поз­воляет тонко регулировать и координировать работу внутренних органов.

Устройство вегетативной нервной системы отчасти напоминает узловую нервную систему червей и моллюсков и отчасти сетчатую систему гидры.

Вегетативная нервная система оказывает влияние но только на работу внутренних орга­нов, но и на деятельность мышц. Это доказали советские ученые Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинский. Был проделан такой опыт: двигатель­ный нерв лягушки раздражался и вызывал со­кращение мышц лапки. Через некоторое время мышца утомлялась. Ее сокращения станови­лись значительно слабее. Но стоило начать раз­дражать симпатические нервы, обеспечивающие эту мышцу нервными волокнами, как ее сокра­щения резко усиливались.

Вегетативная нервная система постоянно регулируется центральной нервной системой, хотя обычно мы и не можем сознательно управ­лять работой сердца, желудка, печени. Однако последователи древнеиндийского философского учения — йоги вырабатывают у себя способ­ность замедлять или ускорять сокращение сер­дечной мышцы, надолго останавливать дыхание и т. п. Ничего сверхъестественного в этом нет. Это достигается длительной тренировкой и осо­быми упражнениями, позволяющими в той или иной степени произвольно управлять работой внутренних органов.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017