Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Когда не хватает сведений. Эмоции

Большинство наших примеров мы начинали так: «голодная (или сытая) собака слышит зво­нок, который сочетался с пищей». Это, действи­тельно, наиболее частый случай, с которым мы встречаемся в лаборатории ученого. Но в есте­ственных условиях никто не заботится о том, чтобы голодная собака получила сигнал, на­правляющий ее к пище. Голодная собака может и не получить сигналов о том, как утолить голод.

Павловское учение иногда упрекают в том, что оно превращает живое существо в марионетку:

потянули за ниточку — движение, дали сигнал — налицо условный рефлекс. Но кто сказал, что сигнал — это обязательно внешнее событие — звонок, голос хищника, ветка, хрустнувшая под ногой охотника? А разве обеднение орга­низма питательными веществами не сигнал? А деятельность желез внутренней секреции, связанная с продолжением рода? А врож­денный оборонительный рефлекс, заставля­ющий животное прятаться от всего непо­нятного, незнакомого? Живое существо имеет определенные потребности. Только сочетание внешнего сигнала с соответствующей потреб­ностью порождает действие. Сытая собака не пойдет к кормушке в ответ на условный пище­вой сигнал. Возникновение потребности при недостатке сведений о том, как ее удовлетворить, вызывает особый тип рефлекторной деятельно­сти мозга — эмоции. Эмоциональные реак­ции могут быть и врожденными (о них мы уже говорили) и приобретенными, условнорефлекторными. Эмоция — это особый физиологиче­ский механизм, с помощью которого компенси­руется недостаток сведений о том, что надо делать для достижения цели — удовлетворения потребности. Чем лучше информировано живое существо о необходимых действиях, тем менее оно эмоционально. Яркий пример тому — дина­мический стереотип. Если животному или чело­веку заранее известно, какие раздражители будут действовать и как на них надо отвечать, нам почти не удастся зарегистрировать тех изменений деятельности сердца, дыхания, уров­ня кровяного давления, электрической актив­ности мозга и кожи, которые так характерны для эмоционального напряжения. Спокоен и уверен опытный хирург у операционного стола, летчик у штурвала самолета, цирковой артист под куполом цирка. А разве их потребность в сохранении своей или чужой жизни стала меньше? Эмоции тревоги, страха, напряжен­ной ориентировочно-исследовательской деятель­ности возникают при нарушении динамиче­ского стереотипа, причем именно до тех пор, пока не установится новый стереотип действий, который будет соответствовать изменившейся обстановке.

Эмоциональная реакция позволяет животно­му целесообразно отвечать на раздражители до того, как их сигнальное значение будет окон­чательно уточнено. Правда, при этом многое в поведении оказывается излишним, например животное избегает тех раздражителей, которые на самом деле для него безопасны или даже по­лезны, но лучше проявить излишнюю осторожность, чем оказаться в когтях врага. Примером приобретенного эмоционального поведения мо­гут служить обстановочные условные рефлексы, условнорефлекторные доминанты. Если животному в одной и той же камере наносить болевые раздражения, то спустя неко­торое время животное, оказавшись в этой каме­ре, будет отвечать оборонительной реакцией на любое, в том числе совершенно новое, никог­да не встречавшееся событие. Когда отряд раз­ведчиков входит в незнакомый лес, любой шорох, хруст ветки, крик птицы заставляет хвататься за автомат.

Эмоция—движущая сила поиска недоста­ющих сигналов. Это тот изумительный меха­низм, который заставляет живое существо ак­тивно идти навстречу событиям, на ходу попол­няя сведения об окружающей обстановке. Поиск всегда базируется на уже приобретенном опыте, на уже существующих условнорефлекторных связях, но важно, что в момент, когда цепочка сигналов-ориентиров обрывается, поиск не пре­кращается, эмоция как бы восполняет недо­стающие звенья до тех пор, пока не образуются новые условные связи.

Разумеется, человеческие эмоции представ­ляют качественно новые, очень усложненные системы условных связей. Эти условные связи построены на использовании сигналов, кото­рые отсутствуют в высшей нервной деятельно­сти животных, сигналов в виде слов, произно­симых, слышимых и видимых, в виде матема­тических формул и нотных знаков, в виде произведений искусства.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017