Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Вторая сигнальная система. Мир неразгаданных тайн

Высшая нервная деятельность животных исчерпывается реакциями на непосредствен­ные чувственные (зрительные, слуховые, ося­зательные и т. п.) сигналы внешнего мира. Но у человека благодаря трудовой деятельно­сти и жизни в обществе «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сиг­налов, в виде слов» (Павлов). Это вторая сигнальная система действительности свойствен­на только высшей нервной деятельности чело­века, она «сделала нас людьми» и играет исклю­чительную роль в нашей сознательной жизни.

Вторая сигнальная система действительности прежде всего служит сред­ством обмена мыслями между людьми, дает возможность согласовывать свои действия с действиями других людей. Возникновение и раз­витие второй сигнальной системы коренным образом изменило характер накопления челове­ком своего индивидуального опыта. Если жи­вотное располагает запасом только тех впечат­лений от действительности, которые получены им самим, то человек в процессе индивидуаль­ного существования приобретает опыт всех предшествующих поколений. Он черпает его в об­щении с другими людьми, из книг, памятников материальной культуры. Животное получает от предшествующих поколений только ограничен­ное количество врожденных безусловных реф­лексов; все остальные навыки оно должно при­обретать каждый раз заново. А человек благо­даря второй сигнальной системе становится обладателем знаний, накопленных человече­ством на протяжении тысячелетий.

До сих пор мы говорили о второй сигналь­ной системе как средстве общения между людь­ми. Теперь необходимо сказать о слове как орудии мышления. Характерная особенность слова — это функция обобщения, отвлечения от действительности. Нам хотелось бы подчерк­нуть, что именно абстрагирующая функция слова придает человеческому мышлению активность. В самом деле, изменить окружающую действи­тельность может только тот, кто способен пред­ставить эту действительность иной, чем она отражается в его непосредственном восприятии. Способность к отвлечению от действительности— обязательная предпосылка для того, чтобы со­знание человека не только отражало окружаю­щий мир, но и творило его. Вместе с развитием второй сигнальной системы произошла смена пассивного приспособления к среде, характер­ного для животных, активным изменением этой среды в процессе целенаправленной деятельности человека.

К сожалению, нам еще очень мало известно о конкретных физиологических механизмах второй сигнальной системы. В этой области сделаны буквально самые первые шаги. Установ­лено, например, что первоначально у малень­кого ребенка слова представляют конкретные сигналы единичных явлений. Например, слово «мама» обозначает только одну-единственную женщину — мать ребенка. Необходимо время, чтобы слово «мама» стало обозначать собира­тельное понятие мать: и мать отца — ба­бушку, и матерей других детей, и самку живот­ного с детенышами, — т. е. превратилось в обоб­щенный сигнал второй речевой системы. По-видимому, обобщающая функция слова возни­кает в процессе образования множественных условнорефлекторных связей на один и тот же словесный раздражитель. Если искусственным путем затормозить большую часть этих услов­ных связей, слово теряет свой отвлеченный характер и временно превращается в обычный условный сигнал.

Речь сделала возможными те двигательные акты, которые мы называем произвольными дей­ствиями человека. Сначала путем сочетания опре­деленных слов с определенными действиями у ребенка образуются словесно-двигательные условные рефлексы, в его мозге формируются обобщенные образы поступков, каждый из кото­рых имеет свое название. Ребенок учится вы­полнять приказания взрослого человека, его советы. Но слово может быть воспроизведено вслух или мысленно самим ребенком, и посте­пенно растущий человек сам приобретает спо­собность управлять своими поступками, плани­ровать их, намечать последовательность дей­ствий, направленных к достижению определен­ной цели.

На заре человечества вместе с трудом и сло­вом родилось искусство, хотя позднее оно стало существенно от них отличаться. Человеческий труд начинается не столько с употребления орудий (пользуется палкой и обезьяна), сколь­ко с их изготовления. Когда древний человек заметил сходство случайного пятна на стене пещеры с фигурой мамонта, в этом проявилась только ассоциативная (ассоциация — связь) способность его ума. Но когда человек с по­мощью угля и краски стал усиливать подме­ченное сходство, пятно превратилось в рисунок, а деятельность человека в примитивное искус­ство. Сначала рисунок был и обозначением мамонта, и его образом, т. е. и речью и искус­ством. Для того чтобы сообщить своим сороди­чам «я ушел за мамонтом, догоняйте меня», не надо вырисовывать каждую деталь фигуры мамонта, необходимо (и притом поскорее!) начертать условный знак. Так постепенно ри­сунок стал значком понятия, письменной речью, иероглифом, буквой, математической формулой. Это одна ветвь. Однако древний человек хотел не только сообщить другим о мамонте, но и рас­сказать о своем отношении к нему, изобразить мамонта злым или добрым, страшным или смеш­ным. Для этого требовался особый рисунок, достаточно подробный и выразительный. Речь и искусство разделились.

Вторая ветвь «потомков» рисунка на стене пещеры стала живописью, фреской, художест­венным кино. Речь обучает, искусство воспиты­вает. С помощью речи передаются знания, ис­кусство возбуждает эмоции. Разумеется, это разделение функций относительно, но очень существенно.

Вторая сигнальная система обусловила то изумительное развитие высшей нервной дея­тельности человека, которое подняло его на вершину органического мира. Работа мозга чрезвычайно усложнилась. В сущности, физио­логические механизмы нервной деятельности человека так же отличаются от механизмов мозга животного, как развитое мышление совре­менного человека отличается от зачатков мыс­лительной деятельности высших млекопитаю­щих животных.

МИР НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН

Я дописал последний абзац главы о второй сигнальной системе и задумался о тебе, мой молодой читатель. Может быть, именно ты, вооруженный знаниями физиологии, физики, химии и математики, направишь еще не суще­ствующие аппараты на великое чудо природы— живой мозг. По крутым и извилистым дорогам науки тебя поведет надежный маяк — филосо­фия диалектического материализма. Это мировоззрение бесстрашных. Мысль материалиста всегда стремится к познанию причин явлений, их внутренних законов, их объективной сущности. Мышление человека, его пове­дение, его поступки определены сложной си­стемой влияний окружающей среды, воспита­нием, законами общественной жизни. И чем больше человек познает эти законы, тем он становится сильнее и свободнее, тем активнее он изменяет природу и общество в ин­тересах подавляющего большинства людей.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017