Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Андрей Везалий

(1514—1564)

Время, когда жил Андрей Везалий, великий ученый, врач-анатом, хирург, называлось эпо­хой Возрождения. Ушло мрачное средневе­ковье, подавлявшее сознание людей церковными догмами, суевериями, требованиями рабского подчинения признанным авторитетам. С новой эпохой пришло стремление возродить и исполь­зовать богатое наследие античной культуры. Во всех странах появились труды величайших художников, писателей и ученых. Одним из великих людей эпохи Возрождения был и Андрей Везалий. Он родился в г. Брюсселе в семье врачей: дед и прадед Везалия коммен­тировали и издавали труды знаменитых меди­ков. Отец был придворным аптекарем и общался с наиболее известными врачами своего времени. Интересы окружающих, несомненно, повлияли на интересы и стремления юного Везалия. Учил­ся Везалий в школе и в университете г. Лувена, где получил разностороннее образование, изу­чил греческий и латинский языки, поэтому мог знакомиться с трудами ученых уже в юные годы. Очевидно, он прочел немало медицинских книг, принадлежавших перу древних ученых и со­временников, так как его сочинения говорят о глубоких знаниях в этой области.

С каждым годом все больше проявлялся страстный интерес Везалия к изучению меди­цины, к анатомическим исследованиям. В сво­бодное от учения время он у себя дома тщатель­но препарировал тела животных: мышей, ко­шек, собак,— с увлечением изучал строение их организма. Везалий стремился совершенствовать свои знания в медицине, поэтому в возрасте сем­надцати лет направился в Парижский универси­тет, чтобы слушать лекции прославленного ана­тома Сильвия. Уже тогда юный Везалий мог кри­тически отнестись к методу преподавания анато­мии и стремился углублять свои знания, изу­чать многое путем проведения опытов.

В предисловии к трактату «О строении чело­веческого тела» Везалий писал: «Мои занятия никогда бы не привели к успеху, если бы во время своей медицинской работы в Париже я не приложил к этому делу собственных рук... И сам я, несколько изощренный собственным опытом, публично провел самостоятельно третье из вскрытий».

На лекциях своего учителя Везалий заменял неопытных служителей, неумело и небрежно демонстрировавших вскрытие и отдельные ор­ганы человеческого тела.

Ученый справедливо считал анатомию осно­вой медицинских знаний, и целью его жизни стало стремление возродить опыт далекого про­шлого, развить и усовершенствовать метод изу­чения анатомии человека. Однако церковь, препятствовавшая развитию естественных наук, запрещала вскрытие трупов людей, считая это кощунством. Много трудностей пришлось преодолеть молодому анатому. Чтобы изучить скелет человека, он по ночам похищал кости на кладбищах, где голодные собаки разрывали могилы. Рискуя жизнью, снимал он с виселицы трупы казненных преступников и дома анато­мировал их.

Везалий так хорошо изучил кости скелета человека и многих животных, что мог, не глядя на них, на ощупь назвать любую кость.

В 1537 г. молодой ученый уехал в Венецию. Правительство Венецианской республики поощ­ряло развитие науки о природе и стремилось расширить работу ученых в университете г. Па­дуи. В Венецианской республике в то время было много просвещенных людей, помогавших бороться с гнетом церкви, и Везалий здесь мог свободнее заниматься анатомическими иссле­дованиями.

Блестящий талант молодого исследователя привлек внимание. Двадцатидвухлетнего Везалия, получившего за свои труды звание док­тора медицины, назначили на кафедру хирур­гии с обязанностью преподавать анатомию.

На лекциях он сам производил вскрытие трупов и демонстрировал органы человеческого тела. Учащаяся молодежь, воодушевленная смелыми опытами Везалия, которые можно было видеть своими глазами, наполняла аудиторию. Число студентов доходило до пятисот человек.

Новый, наглядный способ обучения ана­томии, заменивший чтение текстов старых опи­саний, был связан с большими трудностями: нелегко было добывать человеческие трупы. Но Везалий был неутомим в своем стремлении по­казать истинную природу человеческого тела. Он добился от врачей разрешения исследовать трупы умерших больных, вошел в доверие к судьям и получал трупы казненных преступни­ков для публичных демонстраций вскрытия.

Так Везалий провел несколько лет в настой­чивом труде, и все яснее ему и его ученикам становилась наука об организме человека. Он изучал, переводил и переиздавал труды ученых-медиков прошлого — знаменитого римского врача Л в. н. э. Галена, великого среднеазиат­ского медика Ибн-Сины и многих своих пред­шественников анатомов. Но в их трудах он на­шел немало ошибок. «Даже крупнейшие уче­ные,— писал Везалий,— рабски придержива­лись чужих оплошностей и какого-то странного стиля в своих непригодных руководствах». Уче­ный стал доверять только самой подлинной кни­ге — книге человеческого тела, в которой нет ошибок.

Он поставил целью решить великую задачу — правильно описать расположение, формы и функции органов человеческого тела.

Результатом страстного и упорного труда ученого явился знаменитый трактат в семи книгах, озаглавленный «О строении человече­ского тела». Везалий написал его, когда ему исполнилось только 28 лет. Это был гигантский научный труд, в котором вместо отживших догм излагались новые научные взгляды. Он отразил культурный подъем человечества в эпоху Воз­рождения.

В то время книгопечатание быстро развива­лось в Венеции и в Базеле, где Везалий печатал свой труд. Его книгу украшают прекрасные рисунки художника Стефана Калькара, ученика Тициана. Характерно, что изображенные на рисунках скелеты стоят в позах, свойственных живым людям, и пейзажи, окружающие некоторые скелеты, говорят о жизни, а не о смерти. Весь этот труд Везалия направлен на пользу живого человека, на изучение его организма, на сохранение здоровья и жизни. Каждая за­главная буква в трактате украшена рисунком, изображающим детей, изучающих анатомию. Так было в древности — искусство анатомиро­вания преподавалось с детства, знания переда­вались от отца к сыну. Великолепная художест­венная композиция фронтисписа книги изобра­жает Везалия во время публичной лекции и вскрытия трупа человека.

Труд Везалия взволновал умы ученых. Сме­лость его научной мысли, его открытия привле­кли к нему многих последователей. Однако у него появилось и много врагов. Немало горя испытал великий ученый, когда его покинули даже ученики. Знаменитый Сильвий, учитель Везалия, назвал его «Везанус», что означает безумный. Он выступил против него с резким памфлетом, который назывался «Защита про­тив клеветы на анатомические работы Гиппо­крата и Галена со стороны некоего безумца».

Везалий пытался бороться, читая лекции, снова доказывал правильность своего учения, основанного на опыте, но ненависть и зависть были ответом на неопровержимые истины, ко­торые так ясно и наглядно доказывал великий анатом.

Борьба сломила его волю и вселила горькие сомнения. В порыве отчаяния Везалий сжег многие свои труды, прекратил преподавание анатомии и согласился занять пост придворного врача короля Испании.

Свои знания анатомии человека ученый пе­ренес во врачебную практику. Он лечил боль­ных, изучил много лекарственных средств, на­писал труды по хирургии и трактат «О китай­ском корне».

Везалий пытался заниматься и научными исследованиями, но гнет инквизиции, пресле­дования духовенства, которое ученый высмеи­вал в своих трудах, создали для него слишком тяжелую обстановку.

О последних годах жизни Везалия известно немного. В письмах его современников выска­зывается предположение, что за вскрытие умер­шего, у которого еще сокращалось сердце, инк­визиция приговорила Везалия к смертной каз­ни. По указанию короля казнь была заменена паломничеством в Палестину «для искупления грехов». В 1564 г. Везалий с женой и дочерью поки­нул Мадрид. Оставив семью в Брюсселе, он один отправился в далекий путь. По дороге в Иеру­салим ученый остановился в любимой им Ве­неции.

Везалия не оставляла мысль о возвращении к занятиям любимой наукой. Существует пред­положение, что сенат Венеции предложил ему снова занять кафедру в Падуанском универси­тете. Но мечта ученого вернуться к науке не осуществилась. На обратном пути из Иеруса­лима больной Везалий при кораблекрушении был выброшен на о-в Занте (Греция), где и умер в 1564 г. Нам неизвестно место его погре­бения, но лучшим памятником ученому, борцу за прогрессивную науку служит его великий труд о строении человеческого тела.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама
  • http://lumenos.ru/ уличные настенные светильники для загородного дома.

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017