Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Луи Пастер

(1822—1805)

О великих деятелях науки писали и пишут очень много. Но, пожалуй, больше всего ста­тей и книг написано о французском микробио­логе Луи Пастере. И наиболее вдохновенные слова о нем принадлежат замечательному рус­скому ученому-революционеру К. А. Тимиря­зеву. По поводу смерти Пастера он писал: «И вот перед нами картина, до сих пор неви­данная. Сходит в могилу простой ученый, и люди — не только ему близкие, не только земляки, но представители всех стран и народов, всех толков, всех степеней развития, прави­тельства и частные лица — соперничают между собой в стремлении отдать успокоившемуся работнику последнюю почесть, выразить чув­ство безграничной, неподдельной признатель­ности».

Величие облика Пастера не только в его открытиях, имеющих для человечества огром­ное значение. Вся его жизнь и деятельность — необыкновенно яркий пример беззаветного слу­жения науке и упорства в достижении высоких целей.

Когда Пастер был уже всемирно известен, он сказал: «В жизни нужно посвятить все усилия, чтобы наилучше делать то, на что способен... позвольте сообщить вам секрет моей удачи. Моя единственная сила — это мое упор­ство».

Жизнь Пастера — яркое доказательство то­го, что даже самый гениальный человек может достигнуть многого только длительным, напря­женным трудом.

Луи Пастер был сыном простого француз­ского кожевника из городка Доль. Отец Па­стера, не получивший никакого образования, почти неграмотный, мечтал видеть сына об­разованным человеком и старался развить в нем стремление к знаниям. Сын радовал его своими успехами в учении и необыкновенным прилежанием. Он много читал, хорошо рисовал, но, пожалуй, ничем особенно не выделялся среди своих сверстников. И только исключи­тельная точность, наблюдательность и способ­ность работать с огромным увлечением поз­воляли предвидеть в нем будущего ученого.

С годами Пастер сумел развить в себе эти черты характера, и они помогли ему впослед­ствии стать глубоким исследователем и сде­лать замечательные открытия.

Несмотря на слабое здоровье и недостаток средств, Пастер с успехом окончил высшее учебное заведение в Париже, готовящее учи­телей для средней школы. Там он слушал лек­ции знаменитого химика Дюма и особенно ув­лекался химией и физикой. Стремление к научной работе заставило молодого Пастера предпочесть выгодной должности профессора физики скромную работу лаборанта по химии. Работа в лаборатории захватила его. В своем увлечении опытами он часто забывал об отды­хе и сне. За короткое время Пастер сумел выполнить очень большую научную работу. Он под­готовил и блестяще защитил две докторские диссертации: одну по физике, другую по химии.

Когда Пастеру было около 26 лет, он уже приобрел известность исследованиями в обла­сти строения кристаллов. Молодой ученый дал ответ на вопрос, который до него оставался нерешенным, несмотря на усилия многих вид­ных ученых. Он открыл причину неодинакового влияния луча поляризованного света на кри­сталлы органических веществ. Это выдающееся открытие привело в дальнейшем к возникнове­нию стереохимии — науки о пространствен­ном расположении атомов в молекулах. Со свойственной ему острой наблюдательностью Пастер заметил, что асимметричные кристаллы встречаются в веществах, образующихся при брожении. Он заинтересовался явлениями бро­жения, стал изучать их, и эти занятия привели его к необыкновенным открытиям. Так Пастер— химик и физик — впервые вошел в увлекатель­ную область биологии.

Явления брожения заинтересовали Пастера не случайно. Он никогда не был кабинетным ученым, не отгораживался от практической жизни. Пастер хорошо понимал, какую огром­ную роль в экономической жизни Франции играло виноделие, а оно целиком основано на явлениях брожения виноградного сока.

В маленькой, очень скромной лаборатории в г. Лилле в 1857 г. Пастер сделал замечательное открытие. Он доказал, что брожение не химиче­ский процесс, как тогда думали, а биоло­гическое явление, что всякое бро­жение (спиртовое, уксусное и др.) есть ре­зультат жизнедеятельности особых микроскопи­ческих организмов — дрожжевых грибков.

Разгадка явлений брожения не только име­ла огромное значение для французского виноделия, терпевшего огромные убытки от болезней вина и пива, но и сыграла исключительную роль в развитии биологической науки, в сельском хозяйстве и промышленности. С тех пор учение о брожениях сделало огромные успехи, и теперь мы располагаем многими видами дрожжевых грибков. Глубокое познание при­роды брожений дает возможность управлять их процессами. Это очень важно для хлебопе­чения, виноделия, изготовления многих пище­вых веществ и т. п.

В это время Пастер сделал еще одно важное открытие. Он нашел, что существуют организ­мы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их — микробы, вызываю­щие маслянокислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогоркание вина и пива.

Начав с разгадки болезней вина и пива, гениальный ученый всю свою дальнейшую жизнь посвятил изучению микроорганизмов и поискам средств борьбы с возбудителями за­разных болезней животных и человека.

Чтобы рассказать о заслугах Пастера как основоположника научной микробиологии, на­до написать целую книгу. Все существующие

достижения в борьбе с заразными болезнями человека, животных и растений были бы не­возможны, если бы Пастер не доказал, что причиной этих болезней являются микроорга­низмы. Но чтобы доказать это, надо было сна­чала опровергнуть гипотезу самозарождения, господствовавшую в науке до работ Пастера. Пастер сделал это блестяще. В своем научном споре с известным французским ученым Пуше он многочисленными опытами неопровержимо доказал, что все микроорганизмы могут воз­никать только путем размножения. Там, где микроскопические зародыши убиты и проник­новение их из внешней среды невозможно, нет и не может быть микробов, нет ни брожения, ни гниения.

Эти работы Пастера обнаружили ошибоч­ность распространенного в медицине того вре­мени взгляда, по которому любые болезни воз­никают либо внутри организма, либо под влия­нием испорченного воздуха (миазмы). Пастер показал, что болезни, которые теперь называют заразными, могут возникать только в резуль­тате заражения, е. проникновения в организм из внешней среды микробов. На этом принципе и в наше время основана вся теория и практика борьбы с заразными болезнями чело­века, животных и растений.

Но ученый не удовлетворился открытием причины возникновения этих болезней. Он понимал, что жизнь требует ответа и на вопрос, как бороться с ними, как предохранить от них человека и полезных животных. И Па­стер дал ответ на эти животрепещущие вопросы.

Бессмертная заслуга его состоит в том, что он нашел один из важнейших и надежнейших способов борьбы с инфекционными болезнями. Способ этот — прививки, в результате ко­торых в организме создается невосприим­чивость к определенному заболеванию (им­мунитет) .

В 80-х годах Пастер на многочисленных опы­тах убедился, что болезнетворные свойства ми­кробов — возбудителей заразных болезней мож­но произвольно ослабить. Если животно­му сделать прививку, т. е. ввести в его организм достаточно ослабленных микробов, вызываю­щих заразную болезнь, то оно не заболевает или переносит болезнь в легкой форме и, что самое главное, в дальнейшем становится не­восприимчивым к данной болезни (как говорят, приобретает иммунитет к ней). Такие ослаблен­ные, но вызывающие иммунитет разводки болезнетворных микробов называют с тех пор по предложению Пастера вакцинами. Этот термин Пастер ввел, желая увековечить великие заслуги английского врача Э. Дженнера, ко­торый, еще не зная принципа вакцинации, дал человечеству первую вакцину — против оспы. Благодаря многолетним работам Пастера и его учеников стали применять на практике вакци­ны против куриной холеры, сибирской язвы, краснухи свиней и, наконец, против бешенства.

Но прежде чем метод прививок получил полное признание, Пастеру пришлось выдер­жать нелегкую борьбу. Чтобы доказать пра­вильность своего открытия, Пастер решил про­извести массовый публичный опыт. Он ввел нескольким десяткам овец и коров микробы сибирской язвы — смертельного для этих жи­вотных заболевания. Половине подопытных животных Пастер предварительно ввел свою вакцину. На второй день все невакцинирован­ные животные погибли от сибирской язвы, а все вакцинированные остались живы и не забо­лели этой болезнью. Этот опыт, протекавший на глазах у многочисленных свидетелей, был триумфом великого ученого. С тех пор прививки, предложенные Пастером, спасают тысячи сель­скохозяйственных животных от сибирской язвы.

Но великий ученый никогда не останавли­вался на достигнутом. Все глубже и глубже проникал он в неизученный мир болезнетвор­ных микробов и, наконец, поставил перед собой труднейшую задачу — найти способ борьбы с бешенством. Возбудитель этой опаснейшей бо­лезни в то время был неизвестен. Теперь мы знаем, что это мельчайший микроорганизм — вирус; он виден только при огромных увели­чениях в электронный микроскоп. Пастер раз­работал способ прививок против бешенства, для чего он использовал особым образом высу­шенный мозг зараженных бешенством кроли­ков.

Многие опыты на животных дали положи­тельные результаты, но испытать это средство на людях ученый не решался.

Случай положил конец его колебаниям. Ле­том 1885 г. одна убитая горем мать привезла к Пастеру своего сына, искусанного бешеной со­бакой. Мальчик был обречен на неминуемую смерть, и Пастер решился испробовать свою прививку.

Трудно дался ему этот опыт. Он проводил ночи без сна, надежда сменялась отчаянием, но как он был счастлив, когда ребенок остался , жив и здоров! Значит, его научное предвиде­ние оправдалось и путь к спасению сотен и ты­сяч жизней был открыт.

К Пастеру отовсюду устремились за помо­щью люди, укушенные бешеными животными. В разных странах появились пастеровские стан­ции, делающие прививки против бешенства. Б России первая такая станция была организо­вана в 1886 г. по инициативе И. И. Мечникова и Н. Ф. Гамалеи.

Но Пастеру и его последователям пришлось вести тяжелую борьбу за признание нового способа предупреждения заразных болезней. Какие только нападки не пережил Пастер! Реакционные ученые и журналисты говорили, что он, не имея диплома врача, не вправе за­ниматься медициной. Ученого упрекали в том, что он опровергает научные взгляды, существо­вавшие столетиями, подвергали сомнению его опыты. Достаточно было одной неудачи, чтобы Пастера обвинили в том, что он своими при­вивками заражает и убивает людей. Великому ученому, облагодетельствовавшему человече­ство, одно время грозило обвинение в убийст­ве! Псе это не могло не отразиться на здоровье Пастера, и, когда в Париже на средства, соб­ранные по международной подписке, был по­строен первоклассный Пастеровский институт (1888), великий ученый уже не мог работать в лаборатории... Победа над бешенством ока­залась его «лебединой песней».

Пастер создал мировую научную школу микробиологов, многие из его учеников впо­следствии стали крупнейшими учеными. Пастер был убежденным другом России и находился в близких отношениях с многими русскими уче­ными. В то время почти все русские микробио­логи ездили работать к Пастеру, а позже — в его институт в Париже. Вот что говорил Пастер своим ученикам: «Быть уверенным, что открыл важный научный факт, гореть лихорадочным желанием оповестить о том весь свет и сдержи­вать себя днями, неделями, порою годами; всту­пать в борьбу с самим собой, напрягать все силы, чтобы самому разрушить плоды своих трудов и не провозглашать полученного результата, по­ка не испробовал всех ему противоречащих ги­потез — да, это тяжелый подвиг».

Пастер занимался и педагогической деятель­ностью. Он призывал молодежь учиться, лю­бить свой народ и человечество. «Скажите себе сначала: что сделал я для своего образования?— говорил он.— Затем, по мере того как вы буде­те продвигаться в жизни: что сделал я для своей страны?»

К. А. Тимирязев называл деятельность Луи Пастера «беспримерной по своим плодам». Он подчеркивал, что «этот гений экспериментально­го метода отличался трудолюбием, упорством в труде, почти превышающем всякое вероятие». Каждое новое поколение ученых, каждый чело­век может учиться у Пастера страстности, це­леустремленности в работе, высокому чувству долга, любви к человечеству, умению трудить­ся и создавать ценности, увеличивающие нашу власть над природой, улучшающие жизнь лю­дей.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017